Форум » Куплю » Клавиола » Ответить

Клавиола

wk: Куплю электромузыкальную приставку "Клавиола, в любом состоянии или платы от нее (кишки).

Ответов - 13

Эд: Ух ты, а после восстановления продаваться/меняться не будет?

wk: Нет, самому купить бы данный аппарат. На данный момент необходимы: плата клавиатуры и плата генератора для проверки одной задачки. Если попадется в комплектном состоянии, дербанить не буду.

Muztech: Володя, да она же никогда не выпускалась.


wk: В 80х имел возможность общаться с данным агрегатом. Его купил один музыкант (он играл в самод. ВИА во Дворце Уралмаша) в музтоварах на Луночарке. По его просьбе я модифицировал его (вносил изменения в VCF, в коммутацию блоков и что то еще). Вот только что конкретно делал -уже не помню. Активная часть фильтра выполнена там на диодах. У меня остался родной лист схемы фильтра (вот только найти нигде не могу, но точно -есть) и перерисованная в тетрадь схема генераторов, но на перерисовке, сожалению не указаны номиналы деталей. Инструмент одноголосный. Генератор тона собран на 145ГП1, задающий на транзисторах и одной ячейке 176ЛА7, октавные делители на 145ИК15. Частота тона выбирается счетчиками 176ИЕ2 (3 шт), а вот клавиатура: то ли матрица из диодов, то ли сканер клавиш на микросхемах (вот это не помню), код которой подается на входы "S" этих трех счетчиков. LFO на трех оставшихся элементах 176ЛА7. EG -генератор собран по классической схеме на 176ЛА7 и 176КТ1, но регулировка набором постоянных резисторов переключателями П2К, в зависимости от выбранного тембра (иммитации инструментов). Вообще там только регулировки атаки и затухания этими П2К. Реализована там и задержка сигнала LFO). Инструмент, в целом сделан интересно. Как то я один раз был в музтоварах и попал на закрытую презентацию всех электромузыкальных товаров, производимых в Свердловской области -нашим городским и областным властям. Всех посетителей вытурили, магазин закрыли, а я прикинулся чайником и так и остался, в качестве состава делегации чиновников. Спустя минут десять -поняли, что я посторонний, но уже не выгоняли, после того как я задал ряд вопросов по клавишным инструментам. Вся эта контора стояла и внимательно слушала, что мне отвечали инженеры и музыканты -демонстраторы. Там была представлена в действии и эта "Клавиола". Она висела на фронтальной панели фортепьяно, с помощью кронштейнов, входящих в комплект "Клавиолы". Вот. как то так было мое знакомство с этим инструментом. Как только найду лист схемы фильтра и тетрадь, наверное обнародую. К сожалению нет схем других блоков. Данный аппарат вот и хотел приобрести, но пока..........

Muztech: Да про этот инструмент я всё знаю, это же в нашей лаборатории проектировалось, когда главным конструктором ЭМИ еще был Луговец, это его идея (как и Мануал с подвешиванием к пианино). Фильтр на диодах это моя разработка, она должна была пойти в Поливокс, но туда пошел на УД12-х, а в Клавиолу на диодах. Туда мы еще рассматривали фильтр на ключах. Что в серии Клавиолы не было это я отвечаю. Скорее всего то, что ты видел и у тебя было, это из опытной партии. На том дело и кончилось.

wk: Очень, очень жаль! Хоть и одноголосный, но инструмент был очень перспективным, можно было его развивать и развивать. Тот музыкант, который его купил, развелся с женой и убыл навсегда в Москву. Вчера я с трудом разыскал телефон его бывшей жены (он мне тогда говорил, что ничего не взял с собой), но инструмента у нее, к сожалению уже нет, -30 с лишним лет прошло. Надо было еще тогда выкупить его у нее, но было как то неудобно. Значит -это раритет, как и Артон ВС-34.

Muztech: Тогда у нас было два направления развития одноголосников, моя - это аналоговые синтезаторы и Луговца на основе делителей частоты. Владимир Александрович (Луговец) был ярым противником синтезаторов, считал их чем-то временным, модным, даже слово "синтезатор" ему не нравилось. А мне не нравились эти прямоугольники от триггеров. Всё такого плана мы в шутку называли "мещерефонами". Мы, правда, здорово спорили на эту тему (хоть он и мой тесть). Я говорил, ну раз уж вы хотите гармонический синтез, то давайте уйдем от регистрового, сделаем тру гармонический на синусоидах (на функциях Уолша, например, или будем играть с формой сигнала. В результате мы в многоголосниках ушли от регистрового и пришли к формам (Квинтет), а в одноголосниках пришли к традиционному CV/Gate (Поливокс).

wk: Muztech пишет: Мы, правда, здорово спорили на эту тему (хоть он и мой тесть). Повезло! Без споров и своих мнений жизнь замирает. Вот стимул для творчества: "все равно сделаю аналоговый инструмент, управляемый VC и буду прав, за этим будущее"...... Почему я вспомнил об этом инструменте и жгучее желание его приобрести? В тех годах, ко мне попала лпата одного голоса от убитой списанием "Аэлиты" (а именно плата делителей с переменным К деления). Схемы Аэлиты у меня были. Несколько музыкантов ко мне обращались по поводу ремонта этого инструмента и все "в один голос" хотели иметь в нем "Портаменто", чего явно ему не хватало. Получив в руки эту плату, я очень обрадовался: счас я над тобой поиздеваюсь... Покумекал и порисовал свои наметки на бумаге -вытравил и спаял не одну (походу обнаруживались мои ошибки в прочтении своих задумок) плату, с регулируемым по частоте тактирующим генератором портаменто, реверсивными счетчиками К155 ие7 и элементами сравнения на ЛА3, ЛЕ1 и прочие варианты логики. Не было у меня тогда цифровых компараторов, да и достать негде. Компаратор менял направление счета до совпадения кода с диодной матрицы (типа клавиатуры , с кнопками из 12 различных нот, разбросанных на 6 октав) и кода на выходе счетчиков. В итоге портаменто получил, но странноватое. С некоторых кнопок звук портаменто, которое было ступеньками, был даже ничего себе, а с других -странно неравномерно скакал и если мне не изменяет память -иногда в разные стороны, пока не достигнет назначенной ноты. Но сама идея "Портаменто" с этой платой от Аэлиты -получилась. До конца это все не довел, но задумка до сих пор нет-нет, да вспомнится. Вот Клавиола, как раз содержит все необходимое для некоторых "издевательств" над ней, в разумных пределах. Снова реверсивные счетчики, компаратор, тактирующий генератор и тд., но уже на КМОП микросхемах CD40XX серии. Хочется проверить эту идейку до конца (получится -успокоюсь, не получится -забуду навсегда). Но, вот пока -не судьба встретиться снова с этим инструментом. А самому городить сканер клавы, генератор тона и тд -лень.

Виктор_А_Н: Если кому-то интересно: Когда в своё время я экспериментировал с цифровыми узлами для синтезатора, портаменто делал на ФАПЧ с большой постоянной времени сравнения. Но не смог приемлемым образом задать экспоненциальную зависимость изменения тона от номера клавиши. Генератор и узел клавиатуры были слишком завязаны друг на друга. И с фильтром на переключаемых конденсаторах экспериментировал. Если Muztech говорил о таком фильтре.

Muztech: Да, именно такой фильтр. Но я с ним не экспериментировал, его макетировал инженер, который Клавиолу разрабатывал. Даже браться не стал. С портаменто тоже всякое разное пробовали. С ФАПЧ в принципе просто получается, но да, главная проблема в этой зависимости. Но решаемая. Разность кодов уменьшается увеличением или уменьшением на единичку кодов счетчика ЦАПа. Так было сделано в цифровом синтезаторе львовской разработки Амфитон, который хотели осваивать у нас на зоводе, но это грубая ошибка ибо скорость движения от ноты к ноте постоянное, а время получается в прямой зависимости от расстояния между нотами. Я Вихрецкому (это ведущий разработчик Амфитона) говорю: "Ну, Леня, это же фигня полная, слушать невозможно!". А он: "Ну, не получается пока."

wk: Время от времени, начинаю соображать, уже несколько лет про зависимость времени портаменто от расстояния между клавишами и зависимость формирование форм (амплитуд по звукоряду пилы, треугольника от частоты и тд), если идти дальше, основываясь на 154ГП1, в качестве основы генератора синтезтора. Все в принципе решаемо. В портаменто: ввести подстройку частоты тактового генератора "портаменто", в сторону увеличения частоты, в зависимости от увеличения расстояния между клавишами. Так же, в формирователях волноформ (пила: интегратор, с зависимым током заряда от частоты и тд, с экспонентой или нет -могла бы показать практика).

Muztech: Весь прикол в том, что постоянная времени у RC цепи не зависит от напряжения никак. Вот тау=3RC и все тут. Т.е. между полутоном и октавой время перезаряда одинаковое. Значит и нужно сделать так, чтобы время не зависело от кодов, а только от R и C. Мне кажется, это не очень сложно. В Маэстро амплитуда пилы да, зависит от частоты, поэтому пришлось её отслеживать.

wk: Раз пошло небольшое обсуждение, зацепило меня -стоит опять попробовать порешать этот вопрос. Скоро отправляюсь в отпуск. После наверное сяду за печатку, чтобы опять покумекать с этим вопросом. За подсказки -спасибо, буду учитывать и если действительно займусь, то обращусь за консультациями.



полная версия страницы