Форум » Советские и российские » Поливокс основная плата » Ответить

Поливокс основная плата

Skvisgaar ZaPank: подскажите, пожалуйста, какие значения должны получаться по напряжению, или на осциллографе на подстроечниках основной платы? конкретно сейчас волнует R61(померла малось)

Ответов - 22, стр: 1 2 All

Skvisgaar ZaPank: эти подстроечники идут на регулировку прямоугольной формы волны

glacier: Там прямоугольные формы волн разной длительности, которые идут три штуки после пилы, это меандр(длительности импульса - 50%), 30% и 10% длительности от периода прямоугольного импульса.

samkons: Там важны не напряжения, которые определяют порог срабатывания компаратора (А10, 140УД8), а ширина импульсов на 6 ноге этой микросхемы: надо сесть щупом осциллографа на эту ногу и вращая этот подстроечник- добиться симметрии прямоугольного импульса (это будет меандр или- скважность 50%). Я не искал , где находится R61- где то за пределами платы генераторов, но в общих чертах все это устроено так: на 3 ногу операционника А7 подается напряжение, определяющее уровень отсечки пилообразного сигнала, поданного на 2 ногу. Поскольку А7 стоит в режиме компаратора, то на выходе у нее- всегда импульс с размахом +-12В, а вот ширина этого импульса (скважность)- и определяется положением движка R61? Только для получения других длительностей, этих потенциометров должно быть-3шт?


Skvisgaar ZaPank: спасибо, исчерпывающе) их действительно 3шт, находятся на основной плате

samkons: Обращайтесь, если что:) Схеме то уж как минимум лет 40, так что никаких секретов там нет? Хотя логичнее было бы (в серийном аппарате)- подобрать номиналы раз и навсегда и поставить переключательQ=50%,25%,12,5%? Но как сделано, так сделано? В МироМуге было еще и управление скважностью от LFO, что по замыслу- должно было давать имитацию биений между двумя генераторами...Зрелище было довольно жалкое. Поэтому в следующих моделях- стали просто делать два VCO, без всяких выкрутасов.

Skvisgaar ZaPank: а вот тут получается непоняточка, так какий процент от основного прямоугольника надо получить? а уж как добиться этой точности на "показометре" или том советском школьном осциллографе,что вот прямо сейчас под рукой, ещё более непонятно)) но последнее думаю как-нибудь решу, с первым пока просто не понятно

samkons: Я же написал% 50%-25%-12,5%. То есть, считается, что меандр (Q=50%)- это типа органа- грубый,тяжелый рев. 25%- трубы помельче, саксофон, валторна... А уж 12,5%- это струнные. Точность особая тут не нужна, хотя осциллограф конечно- желателен со шкалой.Но музыканты могут и на слух отрегулировать. В Вашем случае- конечно полезно наличие потенциометров, проще подобрать нужную скважность.

Muztech: Немного не так. Нужны три скважности: 2, 3, 4. Тут закон такой: в спектре сигнала отсутствуют гармоники, кратные скважности. Например, если скважность (отношение периода импульса к его длине) равно 2, отсутствуют все четные гармоники (2, 4, 6, 8 и т.д.), в спектре только нечетные. Такой спектр характерен для кларнета и подобных. Если скважность 3, то отсутствуют гармоники, кратные 3: 3, 6, 9 и т.д., если 4, то 4, 8, 12 и т.д. Если скважность 2, то спектр еще более-менее можно привязать к определенному инструменту, то более высокие скважности труднее. Единственное, что можно сказать: уровень остающихся в спектре гармоник всё более и более повышается, что приближает тембры к гобойным.

samkons: Спорить не стану, скорее всего по теории-это именно так и есть. Но в свое время, когда я производил синтезаторы,то использовал родные схемы Минимуга, https://www.google.ru/search?q=%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D1%83%D0%B3+%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0&newwindow=1&biw=1280&bih=875&tbm=isch&imgil=gjDlnUAAYwdFqM%253A%253BuaqqlPaEelae7M%253Bhttp%25253A%25252F%25252Fwww.diystompboxes.com%25252Fsmfforum%25252Findex.php%25253Ftopic%2525253D85697.0&source=iu&pf=m&fir=gjDlnUAAYwdFqM%253A%252CuaqqlPaEelae7M%252C_&usg=__GvwNaoaFJqMiJY650EgiGpJVjLQ%3D&ved=0ahUKEwjZ4YC-wIHOAhXBhSwKHb7EBlUQyjcIKQ&ei=JCaPV9m_FcGLsgG-iZuoBQ#newwindow=1&tbm=isch&q=+%D0%BC%D0%B8%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%BE%D0%B3+%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0 и на них- были написаны именно такие значения скважности :50%,25%,12,5%. Выяснять, почему именно- я не стал, повторил как есть.

Muztech: 50% это скважность 2, 72% (или 25%) это та же скважность 3. 12,5% это скважность 8. То есть, присутствуют все гармоники вплоть до 8, а это та же пила. Так что особого смысла в скважности 8 нет, если есть пилообразная форма, у которой в спектре есть подряд все гармоники. Первые 7 гармоник дают полную информацию о тембре.

samkons: Не могу ни подтвердить ни опровергнуть, но во всех Мугах (а я их разбирал/чинил почти все, кроме Продиджи и Мемори)- сделано было именно так, как писал: либо- три фиксированные скважности, либо- ручка плавный регулятор. PS: Чтобы не путаться в терминах по поводу скважности поясню, что я имею в виду под скважностью 50%- меандр или- импульс у которого длина паузы равна длине положительного импульса, 25%- импульс с длиной паузы 3/4 от полной длины импульса и 12,5%- когда длина паузы- в 8 раз длиннее положительной части (редкие зубцы на "шербатой" расческе)Так будет проще для понимания неподготовленным читателям?

Muztech: Я извиняюсь, не правильно выразился. 25% (или 75%) это скважность 4, а не 3, как я сказал. 12,5% это скважность 8. В нашей литературе скважность обычно приводится не в %%, а в целых единицах. В целых единицах оперировать удобнее и понятнее: как я сказал выше, нагляднее определяется спектр колебаний. В спектре отсутствуют гармоники, кратные скважности. В настройке также удобнее с целыми числами, а не с %%. На мой взгляд, в Поливоксе эти три положения интереснее по спектрам, чем в Минимоуге. Два, во всяком случает, ибо одно совпадает (меандр). Интреснее хотя бы потому, что спектры другие. Одинаковое ничего не должно быть.

samkons: Или- если написать иначе1/4=0,25 или- все те же 25%? А 1/8=0,125 или- 12,5%? "А мы с вами в ВК не встречались ли? " Если Вы это меня спросили- то нет, я ни в каких сетях не свечусь.Да и далеко мы с вами- я в Москве... И тематикой этой занимался настолько давно, что многие из участников данного Форума- даже не родились: в 1977 году. Просто наткнулся на тему- молодость вспомнил.

Muztech: Скважность - отношение периода к длительности импульса. Если длительность 1/2, то скважность = 2. У нас не приняты %%. Как проценты привязать к гармоническому составу?

samkons: Предложил бы закончить оффтоп, поскольку на вопрос ТС- я как умел- ответил? И главное- он понял,что делать. А дальнейшее выяснение терминологии- мало кому интересно?

Muztech: Не уверен. Во-первых, нет подтверждения от автора топика. Во-вторых речь идет о Поливоксе, поэтому рассуждения о Моугах и процентах, по меньшей мере бесполезны. В Поливоксе для прямоугольников установлены скважности 2, 3, 4. Они настраиваются подстроечниками R50, R60, R61 для Генератора I и R82, R83, R84 для Генератора II. На заводе настраивалась скважность по осциллографу для положения 8’. Я не знаю, есть ли в школьном осциллографе шкалы, но в промышленном есть, поэтому делалось так. Для какой-нибудь ноты подбирается такое время развертки, чтобы период прямоугольника занимал 8 больших делений. В этом положении настраиваются скважности 2 и 4. В положении скв. 2 (первый прямоугольник) резистором R50 (R82) ширину импульса устанавливают 4 больших деления. В положении скважности 4 (третий прямоугольник) резистором R61 (R84) устанавливают ширину импульса 2 больших деления. Для скважности 3 (это вторая прямоугольная форма) побирается другое время развертки, чтобы период занимал 9 больших делений. Подстроечником R60 (R83) устанавливают ширину импульса 3 больших деления. В принципе две последние формы можно настроить на слух по вкусу. Причем у обоих генераторов по-разному. Будет у вас собственная кастомизация. Да, если нет на осциллографе делений, можно наклеить полоску прозрачного скотча с 9-ю делениями, и делать, как описано выше.

Skvisgaar ZaPank: Автор топика, решил вопрос лёгким путём, всё и так заработало. Позже конечно имеет смысл заморочиться но уже не с этим аппаратом. на своих личных выведу их отдельно. мысль интересная. может какой то даже недорогой осцил китаёзки запилю в него, типо как на одном из последних коргов. Спасибо, за советы и рекомендации!

Игорь: немного вдогонку темы: понятие "скважность", как показывает опыт, не всем понятен. пользуйтесь термином "коэффициент заполнения", принятый у буржуев. тут смысл более понятен - сколько импульс занимает в периоде, процентов ли, или неких единиц. скважность 2 - 50%, или 1/2; скважность 4 - 25% или 1/4 итд... 2. не соглашусь, что пила заменяет прямоугольник большой скважности (малого коэффициента заполнения). по спектральному составу схожи, но по весовым коэффициентам гармоник весьма различны - пила имеет убывающую хар-ку амплитуд гармоник, прямоугольник же имеет возрастающую (затем убывающую) хар-ку гармонических амплитуд. на слух волноформы совсем разные, прямоугольник куда как более "струнный". фильтр, понятно, может перераспределить энергию спектра, но в базе колебания разные.

Игорь: да, кстати, скважность можно настроить и тестером. ставим на измерение переменного напряжения. меандр соответствует наибольшему значению измеренного напряжения, а дальше - шкала линейная: половина от наибольшего напряжения - скважность 4, четверть - скв. 8 итд.

Skvisgaar ZaPank: да, кстати, скважность можно настроить и тестером. ставим на измерение переменного напряжения. меандр соответствует наибольшему значению измеренного напряжения, а дальше - шкала линейная: половина от наибольшего напряжения - скважность 4, четверть - скв. 8 итд. ЦЕННО!



полная версия страницы