Форум » Советские и российские » Поливокс. Заменя регуляторов и ручек » Ответить

Поливокс. Заменя регуляторов и ручек

dalaylama: Добрый день всем! Наметил поменять регуляторы на Поливоксе, так как некоторые вышли из строя, хрустят и скачут, нашел на радиорынке несколько родных... Но хотелось бы тугие и плавные, понадёжнее. Посоветуйте плиз, может кто-то менял на современные. Если менять все, то с какими параметрами покупать регуляторы, я не очень в этом разбираюсь.

Ответов - 39, стр: 1 2 All

Engri: три критерия, чтобы сходились: 1. наружные размеры (диаметр и длина шпинделя, размер гайки) 2. сопротивление (мощность не столь важна, но лучше тоже соблюдать) 3. характеристика (логарифмическая или линейная, обозначения СССР и импортных противоположны)

dalaylama: Спасибо! В инструменте оказалось 7 видов регуляторов с различными параметрами; 1 ВТ. 100КМ — 5 шт. 1 ВТ. 10КМ — 8шт. 0,5 ВТ. 100КМ — 4шт. 0,5 ВТ. 10KM — 1шт. 0,5 ВТ. 1MON — 5шт. 0,125 ВТ. 100KMB — 5шт. 0,125 ВТ. M10MB — 3шт. С первыми четырмя вроде ясно, а последние три... Что это за сопротивление (1MON, 100KMB, M10MB)?

Engri: символы после номинала указывают на допуск (класс точности) резистора, а вот что какой символ означает, не помню.


IMH: Подниму тему. Задался тем же вопросом, ибо есть необходимость частичной, а наверняка в будущем и полной замены резисторов. Хочется сделать надежно и надолго. Вот какие установлены в моем полике: 1Х В-0,5Вт-II 10КМ 13Х В-0,5Вт-II 100КМ 7Х В-0,5Вт-II 1MON 3Х А-1Вт-I 100КМ 2Х А-1Вт-II 10КМ 2Х А-1Вт-II 1КОМ 4Х А-1Вт-II 100КМ Как видим также 7 типов, но вот на этом совпадения заканчиваются. Отличается абсолютно все - и мощность (ну да хрен с ней как говорят) и сопротивления. С характеристиками (ну там линейная и т.п., класс точности) все понятно.. Но вот вопросы: почему такие различия с предыдущим автором? Может разные даты выпуска (мой 86-го)? Что за обозначение MON? На схемах, резисторы с этим обозначением помечены как 1,0 См. например R99, R100, R101 на этой схеме. При этом подписано черным по белому сопротивления, выраженные в целых числах обозначены в омах. Но вот на схеме этой схеме есть приписка "...,а десятичными дробями в мегаомах...". Получается MON = мОм. Прав ли я? И равнозначны ли обозначения КМ и КОМ? Ну и самый главный вопрос! Сделал ли кто-нибудь полную замену всех переменных резисторов на буржуйские? Если да, то не поделится ли ссылочками на chipdip или platan. Или объяснит принцип замены.. П.С. Я нуб и вопросы мои нубские, сам знаю. Заранее спасибо за дельные советы!

zup: Для справки: Советские: А - линейная зависимость Б - логарифмическая зависимость В - обратно-логарифмическая зависимость Импортные: A - логарифм B - линейная С - обратный логарифм

zup: 100км(завис.В русская)--меняем на 100kc-13шт. 100км(завис.А русская)--меняем на 100Kb-5 шт. 1моn(завис. В русская)---меняем на 1 МС- 7 шт.(MON-означает MO-мегаомм,N-погрешность(см.справочник по отеч.резисторам) 10км(завис. В русская)--меняем на 10kc Важно ставить правельную зависимость на расстройку-настройку и фильтр Менять подстроечные резисторы 6шт. категорически не рекомендую,да они и не используются впринципе,кроме настройки

IMH: Большоре спасибо за ответ! Подстроечные это которые с прорезью для отвертки под панелькой с названием? Но их же там 6.. Где еще 2? Какие у фильтра соблюсти? У моего мне не очень-то нравился срез фильтра - работал (открывался, достигал макисмума) только где-то чуть больше 1/3, а потом не реагировал. А ведь у него характеристика А. То есть линейная.. Не лучше на обр.лог. заменить, чтобы "рабочий радиус" увеличился и был более полавным?

zup: Исправил,действительно 6шт. Наше ухо воспринимает логорифм.завис. как плавное поднятие громкости,поэтому их в основном используют в усилителях.Но сдесь фильтр и взаимосвязь другая,нежели с просто звуком. Я ставил на "частоту среза" логорифм. и ручку проворачивал больше половины,чтоб был эффект. Мне не понравилось.Вернул как было. Попробуйте поэксперементировать. В оригинале :Част.среза --100км(А),Резонанс--100км(В).(русские резисторы)

IMH: И вот я окончательно запутался.. В рунете пишут, что да мол у буржуев ABC, а вот сами буржуи пишут следующее: обозначения "С" у них вообще нету. Обратно логарифмические обозначаются как N/A (я так думаю non-audio это означает). Пруф. Но самое стремное, что в наших магазинах обр.лог нету вообще. Просмотрел все каталоги у чипдипа и платана и нашел только китайские A и B. Причем не понятно на каком языке это. Товарищи из чипдипа не мудрствуя лукаво переводят А как А, а B как Б. Пример 1, пример 2. Таким образом если обозначение В на китайских резисторах на английском, то получается это и есть линейные. То есть СП-1 А-1Вт-I 100КМ и СП-1 А-1Вт-II 100КМ меняем на B100K. А резисторы вида В-хххВт-II xxxоМ меняются на резисторы вида СхххK или M, либо если верить буржуям N/AxxxК или М. А теперь самое интересное. Подходящих резисторов я нигде не нашел. Интернет дал следующее: 1) B100K - это резистор от гитарного услителя. 2) С100К - аж на украине продаются и по внешнему виду вообще могут не встать - вал как-то коротковат. 3) C10K найти не удалось. 4) C1M тоже не обнаружены. Что делать-то??? Неужто я чего-то настолько не понял.. Народ ведь меняет! На что?? Поделитесь ссылками!! Update: Были найдены отечественные резисторы с подходящими характеристиками. А 0,25В 100кОм, В 0,125В 100кОм, В 0,125В 10кОм, В 0,125В 1мОм. Но они СП-3-4, выглядят как-то худосочно и с длинющим валом, то есть врядли подойдут..

zup: Вы написали абсолютно правильно. Лично я менял 100км(В) на 100ка, 100км(А) на b100k. Сам размер резистора большой роли не играет.Не обязательно ставить именно большие. Которые поменьше так-же подходят и запас хода такой-же. Главное чтоб на плату сели нужно откусить заусенец. Я пришел к выводу,что старые резисторы не выкидывать,а разберать,смазывать дорожку циатимом-201,не графитовой смазкой.А стержень очищать от солидола старого и смазывать демпферной смазкой типа ПМС вязк.60000 или больше.Такая в Чикедике есть.Резисторы Спз-3(маленькие,как в Ритм-2) полностью не разобрать,а вот большие Сп-1 можно.Вверху стержня раздвигаем стопорное кольцо,снимаем кожух и все валазиет.

IMH: В интернетах пишут, что мол громкость это всегда логарифмический резистор. То есть в поливоксе общая громкость, регуляторы громкости генераторов и в общем-то все остальные это и должны быть логарифмические. Но почему на заводе установлены обр.логарифм??? Если все таки все В (руск. Вэ - обр.лог) заменить на А (англ. А - лог), то это несколько все упрощает. Вот например почти идельно подходящие а100к, а10к, а1м. С b100k всё сложнее. Можно ставить с выключателем (которым, понятно не пользоваться), например этот или заказать этот. Вот [url=http://www.platan.ru/cgi-bin/qwery.pl/id=49895&group=10702] еще один вариант[/url]. Хотя у меня А (линейн) пока работают удовлетворительно. Может их почистить и надеяться, что не сломаются.. Хотя такой вариант в восторг не приводит чего-то.

zup: Выключатель резистора:отгибаете усики корпуса от коричневой пластмаски,где обычно пишут у нас номинал.там есть скобочка-пружинка посередине.Ее вытаскиваете и вот вам обычный резистор без щелчков. Спз-3 тоже будут хрустеть,т.к это старые запасы СССР и 90-Х. Не тратьте деньги на новые китайские,а купите смазку и демпфер.Чистите и смазывайте родные,только подпишите ,где какой.Получаются хорошие тугие и не хрипящие,да и ручек не надо будет новых выдумывать.

zup: Если еще не выпаивали,напишите список где-что у вас стоит. Например: Блок модуляции:частота-В-0,5 Вт-2-100КМ И т.д. хочу сравнить со своим. или сделайте подробные фото.Буду признателен.

IMH: Да тут все дело в том, что 2 резистора просто сломаны. Работоспособность некоторых вызывает большие сомнения.. Вероятно, я ограничусь чисткой большинства, но замена все же необходима. Если результат замены порадуют, тогда уж буду думать о тотальной замене. Хочется же, чтобы инструмент был на 100%.. Большое спасибо за советы и помощь! Тему всё-таки хочется оставить открытой. Вдруг у кого есть какие дельные соображнения на эту тему.. Что где стоит: Модулятор R107 Частота: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ Режим ----- Выход R102 Тлф.: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ R57 Настройка: СП-I А-1Вт-II 100КМ = R48 Глиссандо: СП-I В-0,5Вт-II 1MON ==== R112 Громкость: СП-I В-0,5Вт-II 10КМ - Генератор I Диапазон: ----- Форма: ----- R67 Модуляция: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- R66 Генератор II: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- Генератор II Диапазон: ----- Форма: ----- R80 Модуляция: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- R79 Расстройка: СП-I А-1Вт-II 100КМ = Микшер R104 Генератор I: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- СЛОМАН!!! и крышечка с номиналом утеряна - написал по аналогии с вторым генератором. R103 Генератор II: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- R105 Шум: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- R106 Внеш.: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- Фильтр R93 Атака: СП-I В-0,5Вт-II 1MON ==== R94 Затухание: СП-I В-0,5Вт-II 1MON ==== R92 Пьедестал: СП-I А-1Вт-I 100КМ - R95 Послузвуч: СП-I В-0,5Вт-II 1MON - R90 Частота среза: СП-I А-1Вт-I 100КМ - R89 Резонанс: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- R91 Модуляция: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- R96 Огибающая: СП-I X-ХВт-II 100КМ СЛОМАН!!! и крышечка с номиналом утеряна - написал исходя из того, что понял в схеме. Усилитель R99 Атака: СП-I В-0,5Вт-II 1MON - R100 Затухание: СП-I В-0,5Вт-II 1MON - R98 Пьедестал: СП-I А-1Вт-I 100КМ - R101 Послезвуч.: СП-I В-0,5Вт-II 1MON - R97 Модуляция: СП-I В-0,5Вт-II 100КМ -- Подстройка (с прорезью для отвертки) Х2: R115, R121 Регистры: СП-I А-1Вт-II 10КМ R114, R122 Строй: СП-I А-1Вт-II 1КОМ = R118, R124 Смещение: СП-I А-1Вт-II 100КМ = Фотки только на телефон могу сделать, но выйдет врядли лучше, но завтра при дневном свете могу попытаться.

Виктор_А_Н: извините музыканты, но есть ли на самом деле необходимость делать то, что малознакомо? Не поплохеет ли аппарату после этого? Для оценки того, с какой характеристикой требуется резистор, неплохо бы знать, в какой цепи он будет работать. Например, регулятор "Отклонение" линейный, а частота от него изменяется как? И таких сюрпризов может поджидать ещё много.

zup: Вот Вы как раз вовремя.Поясните нам молодым,как правильно выбрать и поставить.Только попроще,сложные термины для инженерных музыкантов.Думаю полезно будет многим из нас.

IMH: Необходимость есть. Часть резисторов сломана, часть работает плохо. Что делать? Частей от производителя не достать в связи с отсутвием последнего. Приходится мудрить с заменой на современные комплектующие. Тем более сам уважаемый разработчик в статье о поливоксе заметил, что хрипящие резисторы запросто сменить на импортные аналоги. Но в реальности все оказывается не так просто. Идентичных на рынке просто физически нет. За тем и существуют форумы для обмена соображениями. Хотя если честно хочется сидеть за инструментом и играть, а не жечь бензин, шарясь по радиорынками и чувствать себя идиотом, общаясь с продавцами, смотрящими на тебя как на г. Такие дела. Это типа крик души был.

Виктор_А_Н: с Поливоксом не смогу помочь, представляю его работу только в общих чертах, а разбираться нет ни времени, ни желания. А прямой аналогии с Ритм-2 проводить, боюсь, нельзя. Но своё мнение я уже высказывал везде, где можно: сам бы я без необходимости лишний раз ничего трогать не стал. Надо выявить регуляторы и переключатели, вызывающие беспокойство. Попытаться сделать им профилактику. И только то, что не поддастся профилактическому обслуживанию, менять.

zup: ....открыл Америку Это все Уже написали выше. Понятно,что лезть во внутренние подстроечные резисторы нельзя.Потом не настроить без точных приборов и опыта. Вот ,к примеру,один мой знакомый тов. Logick,придумал(или прочитал где), как заменить 2 из подстроечных резистра под надписью- микросхемой. Она как-то чего-то стабилизирует.

Geo: zup пишет: Я пришел к выводу,что старые резисторы не выкидывать,а разберать,смазывать Все рано или поздно приходят к этому Я перелопатил уже за 40штук Поливоксов и стертых и разболтаных резисторов встретил только пару. Если и менялись, то только убитые, погнутые (получившие удар). А так чистятся и хватает из на пару лет ... как и всех остальных (китайских). Но народ верит в волшебство... вот поставлю новые импортные переменнки и как заиграет! Поставить то можно и ставил ... но это гиморно и дорого. И нужны навыки что это все сделать по человечески, не убить инструмент. Поэтому и не хочу рассказывать как это все делать.. и не из за вредности... а жалко! Искалечат инструмент.... достаточно Ярославля Как начались разговоры про замену конденсаторов... так пошли убитые инструменты при замене конденсаторов. А сейчас напишешь.. так пойдут с развороченными и расковырянными передними панелями. Буржуи специально гоняются за нашими СП1, а мы за китайскими. Тут же есть на форуме мастера, кто грамотно паяет. К ним и нужно обращаться с такими вещами. Не ну сами подумайте... последний Поливокс собрали где то в 1990году,а сейчас на дворе 2011год и на большинстве перемнники живы (21-25лет !!!). Так что если поставить новые совковые.. предварительно сразу перебрав их как описывает zup так они точно немало проживут! Так что не майтесь...

IMH: Да это-то понятно. На что менять убитые-то??? Вот где главная проблема! Подходящих нет ни по размеру, ни по длине/толщине вала. А найти обратно-логарифмический вообще невозможно. Есть только наши СП3-4, но они больно уж маленькие.

Geo: Я сниму с трупа и тебе поставлю.. как обычно в выходные подъезжай Все равно Рэк-Поливокс буду делать из остатков , так что не жалко! А импортные которые я ставил на Поливокс специально заказывал из за бугра (шли они 3,5 месяца) Только не мучай какие.. не помню! Инфа по заказу на старом компе была. Все снес, когда Вындоус 7 себе ставил.

Игорь: возможно, может представлять интерес такая идея: резистор будет являть собой источник CV (дребезг и шуршание в таком разе перестаёт быть дефектом, ну разве что в крайне исключительном случае, когда резистор раздолбан в хлам), а сзади на переменник ставится маленькая платка, являющаяся аналогом переменника. характеристика резистора сохраняется и универсальность аналога позволяет воткнуть на любой переменник, на те же его три вывода. конечно же, это не самый дешевый вариант, но при определённых условиях может быть и рентабельным. если есть желающие поучаствовать в теме, компанию составлю.

Виктор_А_Н: Игорь, я уже упоминал, что были изготовлены несколько образцов полифонического синтезатора. Там именно так и было сделано, регуляторы не участвовали непосредственно в звуковых цепях. Положения их отслеживались процессором, а микросхемы ЦАП управляли параметрами аналоговых цепей. Если бы мне довелось сейчас делать что-то вроде Ритм-2, я бы именно так и поступил.

Игорь: так и я об этом же. только без ЦАПов - чисто аналоговыми методами. дешевле, кстати, получится. а универсальность микромодуля позволит дополнить любой переменник на любом синте. и панель разбирать не надо - как правило, доступ к переменникам сзади свободен.

Geo: Игорь пишет: возможно, может представлять интерес такая идея: резистор будет являть собой источник CV (дребезг и шуршание в таком разе перестаёт быть дефектом, ну разве что в крайне исключительном случае, когда резистор раздолбан в хлам), а сзади на переменник ставится маленькая платка, являющаяся аналогом переменника. характеристика резистора сохраняется и универсальность аналога позволяет воткнуть на любой переменник, на те же его три вывода. конечно же, это не самый дешевый вариант, но при определённых условиях может быть и рентабельным. если есть желающие поучаствовать в теме, компанию составлю. Давно уже существуют цифровой потенциометр 21ВЕК на дворе ... Эх.. темнота аналоговая! http://www.chipdip.ru/catalog/ic-digital-potentiometers.aspx [http://www.gaw.ru/html.cgi/txt/ic/Maxim/dp/start.htm Собирал я схемки на них

Игорь: вот когда начинаешь предлагать что-либо цифровое или гибридное, тут же ворчат - аналог давай, ничего боле. в кои веки предлагаю нечто истинно аналоговое, тут же в цифирь тычут... нет слов - цифровые переменники от AD шикарные штуки. вот только малоопытному бойцу (который с тремя выводами как-либо совладает) уже трудненько придётся с переделкой штатного переменника сначала в энкодер, а затем с помощью мС заморочиться с последовательным протоколом... всё такое... да и удешевлению конструкции это не способствует, не говоря уже о дефектовке, "если_чтото_не_так". а, впрочем, как было написано на одном заведении " каждому - своё"...

Geo: Игорь пишет: тут же ворчат - аналог давай, ничего боле. Да дураки.... непонимающие сути процессов, а вместо мозгов интернет, а вместо личных знаний и опыта--- ВИКИпедия Как в старом анекдоте.. "...и мне в жопу яблок..." Цифровое управление аналоговыми компонентами кроме стабильности и качества управления ничего не дает. Игорь пишет: ..... вот только малоопытному бойцу (который с тремя выводами как-либо совладает) уже трудненько придётся с переделкой штатного переменника сначала в энкодер, а затем.... А вот и не надо им знать... ибо результат ... 100% раскуроченный инструмент на кучу кусочков. И без этого куча "синтезаторостротелей" гробит редкие клавиши ради непонятно чего. В интернете же не пишут.. как самому удалить аппендицит или поменять почку Каждый просто должен заниматься своим делом. И иметь соответствующее оборудование и знание!

Sheruk: Можно поставить на велосипед электродвигатель. Но чтоб получить энергию для его работы - крутить педали. Не проще ли сразу, просто крутить педали. Вот и с ручками так же.

Игорь: да получается, что не проще. вон, в верху темы народ вопрошает - где взять-то на замену? ответа нет... вот и развиваем, каждый по-своему. кстати. цифровые переменники имеют очень важную фишку. крайне легко реализуются прессеты, причём сколько угодно. можно запомнить любую комбинацию ручек и восстановить её, затем подруливая любой из них. также любую из ручек вывести к примеру на колесо модуляции, или на другой какой-либо контроллер. недостатком же можно считать 8 разрядов квантования. 256 ступенек на примерно около 300 град. дают 1 ступеньку на угловой градус движка. при интенсивном вращении будет слышна ступенчатость. не везде приемлемо. в любом случае, моё предложение остаётся в силе.

Geo: Игорь пишет: да получается, что не проще. вон, в верху темы народ вопрошает - где взять-то на замену? ответа нет... А это вобще без комментариев .... Где взять..где взять.. В интернете! http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%A1%D0%9F1+%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D1%80&lr=213 Игорь пишет: 256 ступенек на примерно около 300 град. дают 1 ступеньку на угловой градус движка. при интенсивном вращении будет слышна ступенчатость. не везде приемлемо. Ну почему... есть микрухи и на 1024 ступенек. Игорь пишет: цифровые переменники имеют очень важную фишку. крайне легко реализуются прессеты, причём сколько угодно. можно запомнить любую комбинацию ручек и восстановить её, А я ради этого и собирал из любопытства.. Особенно это актуально было на Поливоксе когда однажды найденный звук.. можно безвозвратно потерять .

Виктор_А_Н: Игорь пишет: резистор будет являть собой источник CV управляемость напряжением - один из принципов схемотехники аналогового синтезатора. Большинство регулировочных элементов синтезатора именно этим и занимаются. А те, что нет, вполне можно перевести в этот режим. Получается, что дребезг и шуршание регулятора - издержки схемотехники, с коими и надо бороться. Если хочется А если применять качественные комплектующие, проблема исчезнет сама собой. Игорь пишет: только без ЦАПов - чисто аналоговыми методамирезистивная матрица микросхемы ЦАП подключалась, с незначительным изменением схемы, на место потенциометра. Кстати, насчёт дискретности. Цифровые потенциометры, как и многое другое, можно каскадировать.

Игорь: так там и цена будет каскадироваться). то же относится и к 10-разрядным резисторам. я то речь вёл о недорогой и доступной замене переменнику. грубо говоря - транзисторная микросборка и операционник (тоже миниатюрный). по стоимости сопоставимо с переменником. впрочем, сейчас контроллер с ацп сопоставим по цене с переменником))

Geo: Вот народ даже сам ставит графитовый контакт чтоб никогда не шуршало (надо будет попробовать ) http://datagor.ru/practice/diy-tech/1549-modernizaciya-peremennikov.html

Игорь: не знаю почему, но мне попадались резисторы, требующие ремонта, с дефектом кольцевого токосъёмника, центрального тоесть. но про него почему-то мало говорят, а всё только про главный. а про графит ТМ забавно читать - результат предсказуем.

Виктор_А_Н: поддерживаю. Недавно принесли китайский микшер. В Master Volume (или Level?) кольцевой контакт протёрся до дыры, зацепился и вывернулся наружу. Наверно смазать забыли.

Игорь: мне приходила мысль заменить кольцевой контакт на проводник, скрученный в несколько колец вокруг оси, типа пружинки-торсиона. но руки не дошли. вот ещё поделюсь таким наблюдением: на современных двигателях в автомобилях тоже имеются переменные резисторы - датчики тоесть. там требования по надёжности очень высокие, учитывая условия работы датчика: -30...+100, вибрация, агрессивная среда. так вот там сделано так : резистивный слой разделён на 2 полоски, типа наружняя и внутренняя канавкой до подложки-изолятора. и 2 токосъёмных щётки, но на одной проводящей траверсе. таким образом, одна полоска собстно переменник, а вторая - аналог кольцевого токосъёмника, но на гораздо большем радиусе, что увеличивает ресурс многократно.

Geo: Ага.. а еще надежнее резисторную сборку и очень многопозиционный переключатель Как у того же Хаммонда сделаны дроубары ... и они почти вечны!

Виктор_А_Н: Соглашусь и с Игорь, и с Geo, но, тем не менее, есть масса примеров безотказной работы, казалось бы, обычных потенциометров на протяжении уже нескольких десятилетий. Чаще всего, шуршать начинают потенциометры, через подвижный контакт которых протекает заметный постоянный ток. По существу, при регулировке возникает искра, разрушающая и резистивный слой, и поверхность подвижного контакта. При конструировании надо стремиться уменьшать эти токи. При ремонте, в наиболее уязвимых местах, надо постараться изменить схему с той самой целью.



полная версия страницы