Форум » Советские и российские » Хорус Фаэми-1м » Ответить

Хорус Фаэми-1м

Jumpjet: Восстанавливаю Фаэми-1м. Проблема в том, что стринг не работает. Сигнал поступает на блок хоруса, на выходе получаем шум, без звука ноты. Хорус на КА528БР2. Наверное это они сдохли? В схеме еще есть К176ЛП1,К561ЛА7,К561ТМ2 Можно как-то определить? Полярники все поменял. Подключал вместо блока обычный гитарный хорус(кстати тоже на БР-ке)-звук так себе. Схему прилагаю

Ответов - 26, стр: 1 2 All

sergioavia: Маловероятно издыхание всех БР2. Желательно сначала на плате фильтров проверить и по возможности отрегулировать напряжения питания (+5В, +10В, -15В -регулируются R71, R75, R79), контролируя это дело в контрольных точках (возле транзисторов, которые с радиаторами, есть обозначения), еще нужно тщательно исследовать все КТ315 и КТ361 на плате тех же фильтров- бывает, ножки отрываются или "отгнивают" от времени. Да и у КТ3102А, если в металлическом "драгметальном" корпусе, ноги имеют свойство обламываться у самого основания транзистора, а визуально вроде как и не видно... А сам "стринговый" звук должен звучать и при отсоединении узла хора - просто эффект хоруса будет отсутствовать.

Jumpjet: На плату поступают напряжения +9 и -15в. Удалось выставить на входе платы +9.02 и -15.00в (по китайскому тестеру). Шум пропал. Слышится очень тихий звук стринг; на входе хоруса сигнал нормального уровня. Все сомнительные транзисторы уже заменены. Судя по структурной схеме, хорус включен последовательно, значит сигнал проходит только через него. И ОУ на входе и выходе (к157уд2) тоже поменял.

glacier: А до хоруса как сигнал? Проверьте до хоруса обязательно, чтобы не возникало лишних сомнений, просто обойдите его и послушайте.


Jumpjet: На хорус поступает чистый, необработанный стринг, приличного уровня, на выходе хоруса - становится очень тихим. Если замкнуть вход-выход хоруса (как-бы байпас), имеем чистый стринг без хоруса, уровень которого номально регулируется на панели тембров. Так что затык в самой плате хоруса.

ГаринП.: а на выходе тихий звук точно обработанный БРками, или это слышен сырой? там, кстати, на выход байпасом входной сигнал подмешивается. а так - измерять последовательно - что на выходе входного ОУ, что на выходе каждой БР (до фильтров на транзисторах). если предположить, что на выходе только сырой саунд, то возможно, что БРки не тактируются, за это говорит и тот шум, упоминавшийся вначале, который по непонятным причинам типа исчез, возможно вместе с тактировкой.

Jumpjet: Выяснилось, что на плате отсутствует резистор R66 (100К). Есть подозрение, неспроста. После впайки на выходе сигнал точно такой, же как и на входе, только чуть тише (через резистор). Значит до этого сигнал проходил только через БРки (тихий). Звук стринга чедесным образом пропадает как раз на входе бРки-после С13, С13, С14 (подставлял свежие). Можно предположить, раз на выходе сырой звук, как сказал ГаринП, БРки не тактируются?

glacier: Проверь частоту тактового генератора для БР2,но тут нужен осциллограф

Jumpjet: В том то и дело, что его нет. Осциллограммы в контрольных точках схемы глянуть - и все было бы понятно

wk: В этом случае желателен осцилограф. Если есть -смотрим прямоугольники на выводах БР-эрок (17, 21 и 16) -тактовые сигналы. Можно обратить внимание на подстроечники (аккуратно подвигать в разные стороны) R40, R41, R42. При их вращении, если тактовые генераторы не сдохли, будет слышно резкое повышение или понижение уровня тактового шума на выходе хоруса. В принципе, БР-ки могут сдохнуть. У меня был такой инструмент, где обе почили в бездну..., но очевидно после неумелого вмешательства, так как вместе с ними были дохлые две задающих МС 145ГП1 и один октавный делитель и несколько 315 транзисторов в манипуляторах. Странно, так убить все это -надо постараться.

wk: Был такой случай в 80х, когда меня просили отключить прямой сигналв в изготовленном мной хорусе (примочке), что бы более гибко использовать эффект. Кстати -закзчик тоже был клавишник. -Это я про недостающий резистор R66, -через него подмешивается прямой сигнал.

Jumpjet: wk, в этом синте я заменил 8(!) окт. делителей, так что все может быть . На счет R66 так и понял. При вращении подстроечников ничего не меняется, наверное дохлые гены. Значит либо искать осцил. либо наерняка искать микросхемы. Кстати, как оно было по звуку, может поставить временно чего-то типа гитарного, или не то пальто?

wk: Конечно не то. Гитарный -это одна задержка + прямой сигнал. если примочка в варианте стерео (на самом деле псевдостерео и то не тянет). В данном случае -это действительно хоровой эффект, созданный из трех параллельно работающих линий задержек (в каждой МС по две линии задержки, но в нижней по схеме задействована только одна из них. Я бы на месте разработчиков использовал по максимуму возможности, а не просто копировал западные схемы, содержащие три задержки.), при этом работающие не синфазно (хотя связка по модуляции есть). Хочу лишь всего сказать: хор из трех линий "мажет" звук гораздо жирнее и насыщеннее.

Jumpjet: Понял. Занчит буду искать. В любом случае всем спасибо за ответы!)

ГаринП.: если БРки не тактируются, то звука вообще не должно быть, они ведь в таком разе сквозь себя ничего не передают. странно, что на их входе всё пропадает. возможно, там прёт постоянка, наведённая, возможно, неисправностью БРок. нужно измерить, должна быть половина питания. а звук на выход скорее всего наводится по окольным путям. пс да,с осциллографом , конечно, дело пошло бы веселее.

Jumpjet: На входах БРок присутствует -4.9, -5.8, -5.5В. Окольными путями, хз, кроме как через R66, который отключен, прорватся некуда. Наверное, только через БР

Jumpjet: Чтобы не создавать новую тему, спрошу тут. В синте кроме хоруса, кажется все работает. Как проверить правильность работы? На каких положениях ручек, какой характерный звук? Существует ли настройка стабильности строя, кроме ручки постройки?

wk: Еще один совет: предположим, что тактовые генераторы работают (исходим из того что звук все таки пролазит на выход). ГаринП прав: "нет такта -нет звука". Проверить работу тактовых генераторов можно и так: крутим в разные стороны подстроечники R20, R21, R22 (предварительно отметив маркером первоначальное положение) и слушаем на выходе блока хоруса или инструмента -что происходит. Если тактовые работают (предварительно зафиксировать любую нажатую клавишу) отчетливо услышим изменение тона нажатой клавиши, как если б подтянули или ослабили звучащую струну. Только перестаем воздействовать на подстроечник -тон звучания возвращается на место. так же будет меняться характер шума на выходе. Если все это так и происходит (значит тактовые в порядке), то переходим к поиску причины отсутствия модуляции тактовых генеров (узлы LFO собранные на DD1 и DD2). Пока все, ждем результов изысканий.

Jumpjet: При вращении указанных подстроечников ситуация не меняется. Не реагирует вообще.

Muztech: Пока всё окончательно не сломал, достань осциллоскоп. Всё починишь в два счета. Вообще пригодится на будущее этот прибор, я лично всё им меряю: и постоянку, и переменку, и форму, и фронты, и еще много что.

wk: Видимо БР-ки -действительно дохлые, а сигнал сквозит еще где то. Muztech пишет: достань осциллоскоп. Всё починишь в два счета Полностью согласен. такой прибор должен быть всегда под рукой (всегда видно реальные процессы).

Jumpjet: Да, согласен полностью. Пока хорус забрасываю. Спасибо за помощь. В синте кроме хоруса, все работает. Как проверить правильность работы? На каких положениях ручек, какой характерный звук работы фильтра?

Victoria: Я также пытаюсь починить сломанный блок Хорус на Фаэми 1-М. Я заметила что, C16,C17,C18 и R66 были удалены из Хоруса. Это нормально?

glacier: Если не паяны с завода, то ХЗ, если выпаяны - впаять обратно.

wk: Эти кондеры совместно с резисторами R34, R35, R38 составляют Г-образные фильтры, призваные ограничить вч составляющую в полезном сигнале (в том числе и сигнал тактовой частоты, который может пролезть в полезный сигнал и на практике он часто присутствует). Вероятно их убрал предыдущий владелец Фаэми, дабы осветлить тембр стринговых по верхам. В гитарных примочках типа флэнжер или хорус, чем проще фильтры до ПЗС и после, тем ярче звучит гитара (больше стекла и колкости в звуке). Но при всем этом и больше шума на выходе прмочки. а в данном случае выходе хоруса Фаэми, раз о ней идет сейчас речь. Кстати по моему опыту сборки тех самых эффектов, кондеры на входе ПЗС позволяют выправить искаженную синусоиду поданную на вход. Здесь привожу страницу одного из моих флэнжеров на 528БР1 (показана только часть схемы), из своей рабочей тетради 80х годов. Внизу справа фрагмент обведенный элипсом. Отмечен как раз этот момент с кондером на входе. Долго мучался: икажения синусоиды снизу и повышенный уровень шумов после ПЗС. Устранить удавалось навешиванием на вход второй группы ПЗС кондера (15Н) и резистора (510к), соединенного с минусом питания (найдено опытным путем). Вот такой опыт из 80х.

Victoria: Я заменила все конденсаторы. Все 3 тактовых генератора работают, прямоугольники на DD6 & DD7 (12&13). Я измеряла сильный сигнал на входе до C12, C13, C14. Сигнал пропал после этих конденсаторов. Остался только очень слабый сигнал на выходе. В чем может быть проблема?

wk: То Victoria: ""Можно обратить внимание на подстроечники (аккуратно подвигать в разные стороны, но перед этим отметить в каком они сейчас положении) R40, R41, R42. При их вращении, если тактовые генераторы не сдохли, будет слышно резкое повышение или понижение уровня тактового шума на выходе хоруса. В принципе, БР-ки могут сдохнуть. У меня был такой инструмент, где обе почили в бездну...,"" Для более чуткого улавливания всей ситуации с хорусом, предварительно "завесить в воздух (выпаять)" один из выводов R66, чтобы прямой сигнал не подмешивался в картину выхода. Можно посмотреть осциллограммки и на С30, С31, С32, то есть до транзистов VT1, VT2, VT3. Все осциллограммы лучше снимать через конденсатор примерно 01 мкф (для НЧ полезного сигнала) и 470 -- 1000пф (для снятия эпюр тактовых и др, ВЧ сигналов), чтобы отсечь постоянную составляющую от сигналов в любой снимаемой точке.



полная версия страницы