Форум » Делюсь » Ячейка звукового синтеза (ЯЗС) » Ответить

Ячейка звукового синтеза (ЯЗС)

sea: Не могу не поделиться находкой Ячейка звукового синтеза (ЯЗС) разработана Новосибирский Компьютерной Лабораторией на рубеже 80-90 годов. Часть комплекса "Музыкальное автоматизированное рабочие место". Комплекс основан на ПЭВМ "Агат", к которой подключалось различное оборудование: блок фортепианной клавиатуры, блок ввода звука (спектроанализатор), педаль, разнообразные MIDI-конверторы и преобразователи, измеритель давления выдыхаемого воздуха. Разработанное ПО ориентировано, в основном, на задачи обучения: изучение клавиатуры и нот, правильное интонирование и т.д. Здесь показано исполнение демо-программы для ЯЗС комплектации 5/2 (5 звуковых каналов, 2 канала ударных). Звук для этого ролика записывался микрофоном камеры (вентиляторы, шум дисковода), за исключением периодов звучания ЯЗС: в это время запись шла напрямую из ЯЗС в wav-файлы, которые были в дальнейшем наложены на видео. Темы на форумах http://zx-pk.ru/threads/26882-muzykalnyj-kompleks-na-baze-agata.html http://agatcomp.ru/Reading/midi-mic_in.shtml http://agatcomp.ru/Images/new_sound.shtml http://agatcomp.ru/Reading/jzs52.shtml http://agatcomp.ru/Apps/DemoNCL.shtml Видео Ячейка звукового синтеза (часть 1): Описание и прямое управление Ячейка звукового синтеза (часть 2): Демо Аудио демо Intro [url=http://agatcomp.ru/Apps/DSK/SOUND/01-Hangs%20up%20(Ottawan).mp3]Hangs up (Ottawan)[/url] [url=http://agatcomp.ru/Apps/DSK/SOUND/02-Sirius%20(Alan%20Parsons).mp3]Sirius (Alan Parsons)[/url] [url=http://agatcomp.ru/Apps/DSK/SOUND/03-Tanec%20kukol%20(Shostakovich).mp3]Танец кукол (Шостакович)[/url] --5й фрагмент-- Фото ЯЗС (ячейка звукосинтеза) ЯАВМИ (ячейка аналогового ввода и адаптер MIDI Клавиши

Ответов - 35, стр: 1 2 All

Знайка: Внесу, как специалист по интегральным схемам свои пять копеек. По решению министра электронной промышленности Шокина вся элементная база цифровых ЭВМ безбожно дралась с западных аналогов и прототипов. Даже БЭСМ-6, которую по легенде делали наши сами ни на кого не глядя на поверку тоже имела западный прототип. КД на БЭСМ сейчас доступна и прочитав её я понял, что это всего лишь была легенда о первородстве. Агат и прочие - это вообще клоны моторолловской 6502, восьмибитной, когда Интел уже клепал 16-битные i80286, выпущен 1 февраля 1982 года. На фото же комплекты микросхем серии 580, венцом которой был процессор 580ВМ80, клон интела i8080. Т.е. оставание в применении элементной базы - 15 лет. Собственно и это отставание и послужило прологом к перестройке, в результате которой электронной промышленности у нас не осталось. Всё, что осталось - идёт воякам в 10 раз дороже, ибо так "осваивается" военными. samkons И уж тем более- не надо сейчас. Сейчас это по факту курсач для студентов программирующих ПЛИС. Вся рассыпуха умещается в одной микросхеме. Но у наших студентов и ВУЗов денег и желания нет делать что-то рабочее а не для отчёта по курсачу. Павел Фурсов Можно, и тогда было можно, только не делали - "роися" (увы) рассуждает, мир делает. Продают, это тоже надо уметь, а не ныть, как некоторые местные довольно известные производители. Для СССР очень неплохо, как и сам Агат (который фантазия на тему Apple II, но талантливая). Было бы нужно и сейчас, если бы было доделано. Нет, это тупиковый путь был сдирания западного. Он привёл к тому, что учёные не могли свои идеи передать в отечественную промышленность, как и сейчас. Так, что тратить мозги инженеров на доводку мертворожденного смысла не было и нет. Павел Фурсов Никто не спорит, что окологражданская (к которой относится и обсуждаемый в теме ПАК) промышленность СССР была убогой и отсталой Но она была. А сейчас и такой нет. Я не могу в России ни бронзу для ходовых гаек заказать, ни шестеренки на заводах. Уже третий завод спрашиваю: "можете сделать обычную шестеренку, сталь 40Х, чертеж прилагается?". Отвечают, либо заказывай 100 штук, либо не можем, долбежных станков нет. В пределах агломераций, московской, ленинградской, нижегородской и т.д. ещё заводы работают - отъедешь на 100 км и начинается мрак. Вопрос на засыпку, почему в неадекватных условиях делали, а в адекватных делать не могут? И дело не в субъективном факторе рабочих, кто тогда бухал непросыхая - уже на кладбище лежат. samkons Про то, что "Агат- почти Эппл": мы,то есть СССР, с начала 70х годов находились в позиции догоняющих в электронике, поэтому- могли только повторить (как правило- хуже оригинала) Хуже. Выход годных по процессорам составлял 20% на советских заводах. На Западе у Интела, Мотороллы, АМД, Техас Инструментс, Аналог Девайс, у всех - 80%. Игорь Вопрос - сколько те же японцы ввалили средств в эту тематику? сколько сотен миллионов если не миллиарды? Вот тут я тебя Игорь не поддержу. Организационные проблемы деньгами не зальёшь. Знал бы ты, если бы работал в электронной отрасли, сколько ярдов сейчас выделяется и на НИРы, и на ОРКы, а в результате - это одни дыры. Muztech Цеховики ровным счетом ничего ни для науки, ни для прогресса, ни для производства не дали ибо просто копировали в меру возможностей зарубежное. А государство не копировало? В СССР государство жило с модернизационной ренты, в России государство живёт с сырьевой. При модернизационной ренте государство закрывает рынок для внешних товаров, само осваивая их производство и зарабатывая на сбыте товаров - аналогов западных, заодно трудоустраивая и рабочую силу. В России государство заливало экономику и резервы нефтедолларами повышало курс национальной валюты в связи с чем, зарубежные вещи стоили дешёво, но такая сырьевая рента производство мертвила. Бред же был - яблоки польские дешевле местных. То, что ремесленники в СССР забирали на себя часть модернизационной ренты - это проблема государства на самом деле, а не ремесленников. Было бы производство передовое - наоборот, везли бы на Запад вещи, а не пытались бы в конкуренцию государству клонировать ширпотреб. Пока решения пройдёт через НИИ, КБ, министерства и прочие стерства, ремесленник сам или артелью выпустит товар на рынок. Будь госпроизводство порасторопнее и погибче, временного зазора для получения ренты у ремесленников бы не существовало. То, что сейчас так работать невозможно в гражданке и так получать деньги, говорит лишь о том, что модель работала в условиях закрытого рынка.

samkons: Еще одна тонкость: если бы самопальщик делал такое же дерьмо, как цеха ТНП военных заводов- у него после первой же продажи халтурного аппарата- закончились бы клиенты. А могли- и рожу набить Заводам же на качество- было абсолютно пофигу, поскольку на премии влиял "основной продукт", а ТНП- были неприятной нагрузкой. Их и лепили кое как и кое из чего. Знайка: "Хуже. Выход годных по процессорам составлял 20% на советских заводах" Не знаю, как по процессорам, а по ОУ в Киеве, в НИИ "Маяк"- выход годных 741- был о,15% После покупки японской линии- стал 15%. А когда её "улучшили" советские рационализаторы (заменили кристаллодержатели из керамики на кварцевое стекло)- стал="0" У меня там друг в 70-80 работал, информация из первых рук.

Знайка: А когда её "улучшили" советские рационализаторы (заменили кристаллодержатели из керамики на кварцевое стекло)- стал="0" У меня там друг в 70-80 работал, информация из первых рук. У меня данные по Зеленоградским предприятиям - Микрону и Ангстрему в 80-е годы. Так, верх тупости ставить держатели подложек из керамики в диффузионную печь. Они газят ионами щелочных металлов, в результате чего п/п легируется ими и не работает в приборах. В диффузионных печах работает только кварц, да ещё двойной с вакуумным зазором, чтоб ионы от раскаленного нагревательного элемента не диффундировали через поры кварца.


samkons: Не могу поручиться, что дело было не наоборот- почти 40 лет минуло? Мне и тогда то по-барабану был этот случай, просто как казус запомнился Ганди приехал к Данди или наоборот, суть то -одна?

Знайка: Я, кстати застал в живых Бурлакина Н.И. разработчика отечественного 741 - К140УД7 . По его рецептам делали остальные заводы. То, что был адово низкий выход - говорит о квалификации технологов. Научное оборудование для анализа причин брака не использовалось вовсе. Оно и сейчас, кроме Зеленограда не используется.

Павел Фурсов: Знайка пишет:Хуже. Выход годных по процессорам составлял 20% на советских заводах.Вообще я имел ввиду с точки зрения пользователя, а не проблемы производства. Вам бы товарищи книги писать - мемуары и пособия по схемотехнике ЭМИ и связанного...а то вон Muztech вроде хотел когда-то, но передумал.Может Samkons возьмётся?Конкурировать с мировыми производителями в сфере серийного производства на равных как не могли, так и не можем, может хоть в теории?Почитают студенты книгу, а лет через сто...может быть. Даже в мелкосерийном - что мешало вместо Финнов сделать Knifonium и продавать его за столько же?В ламповой технике вроде не отстали.

Знайка: Павел Фурсов Вообще я имел ввиду с точки зрения пользователя, а не проблемы производства. Поясню с точки зрения пользователя. На пластине 1000 кристаллов. При выходе годных 100% каждый кристалл стоит 1 рубль. Итого пластина 1000 рублей. При выходе годных 80% 1000 кристаллов стоят 1250 рублей. При выходе годных 20% 1000 кристаллов стоят 5000 рублей. В 4 раза дороже западных аналогов будет для пользователя при выходе годных 20%. Из-за проблем с технологией такую микросхему в условиях рынка никто не купит.

Павел Фурсов: Я про машину в целом; сколько можно?Технологии знаю не хуже вашего. В условиях соцреализма это был нормальный бытовой компьютер насколько возможно.А рассуждать об "условиях рынка" применительно к стране, самоизолировавшейся от мира, вообще неуместно - с этим всё давно ясно. Возвращаясь к теме: если бы доделали этот ПАК, то был бы ценен и поныне - нормальная база, удобный формат под те технологии.Даже в таком виде он звучит интересно и приятно...а кому там Парсонс не Парсонс просто "не шарит" в эстетике lo-fi и подобном.

Знайка: Павел Фурсов Я про машину в целом; сколько можно?Технологии знаю не хуже вашего. В условиях соцреализма это был нормальный бытовой компьютер насколько возможно.А рассуждать об "условиях рынка" применительно к стране, самоизолировавшейся от мира, вообще неуместно - с этим всё давно ясно. Это была убогое дерьмо и тогда и сейчас. Мало того, что отсталые решения, так ещё и цена заоблачная. Интел свои процы вытянул исключительно ценой из-за производительной технологии. Можно было при нормальной технологии в СССР взять 16-битный DEC при нормальной системе команд. В 60-е один из сотрудников Бауманки хотел перевести транзисторную ЭВМ на интегральные схемы. Ему сказали "пошёл на хер, нам лучше знать". Потом закупили через 5 лет после приказа сверху ЭВМ на микросхемах. Забавно было читать, как поделку отечественных ремесленников изучали отечественные НИИ. Интересно, через сколько лет они бы его клонировали. Уроды просто. Лучше б законодательно мягко загоняли таких на гражданский завод, в качестве отдела ТНП. Когда в стране с одной стороны выпускаются товары, а с другой стороны деньги, причем товары оборачиваются свободно и обмен не натурыльный, это уже рыночная экономика. Иначе куда бы товар в виде синтезатора выпускали ремесленники? Далее берем, покупаем средства производства (радиодетали, корпуса и платы) и рабочую силу (рабочих, студентов), которая паяет, обеспечиваем сбыт. И получаем капиталистическое производство. Что собственно и получилось, когда у отдельных лиц накопилось достаточно капитала. Повторяю, если схемотехническое решение хорошее, ничто не мешает загнать его на ПЛИС и выпускать. Спецификации Верилога и ВХДЛ на все эти микросхемы 580 серии открыты.

Павел Фурсов: Что-то вы уже вообще непонятно о чём и зачем - все эти вещи широко известны и очевидны.А Агат была и остаётся образцом классических ЭВМ тех лет, и для своего времени выполняла все типовые задачи, была достаточно надёжной и эргономичной (с клавиатурой немного промашка...но тут традиционное).А кто там от кого отстал на 5 МГц (даже поленюсь гуглить точные ТХ всего этого - суть не изменится), так это и сейчас кому-то "последний пень", а кому-то не надо.Вот у меня стоят Маэстро и Форманта П-432 на той же элементной базе - им по 25 лет, а работают исправно, хотя те же РФ по идее должны были раза три потерять данные итд.А уж Агатов у меня было много - рядом НИИВК, который их и разработал, и шпана грабила склады в 90-е: вышел на полянку, а там Агаты и не только в товарных количествах. На ПЛИС автор темы и делает: vk.com/fpga_synth, но пока переиграть выходные каскады классического ПИТ не получается, несмотря на 50 МГц дискретизации. Ещё немного альтернативной истории: вообще даже хорошо, что всё кончилось в 91-м, когда индустрия подошла к пределу деградации - все эти смешные (по звуку, не технологиям) десятки ромплеров, "рабочих станций" и прочего малоприменимого барахла, находящего в ещё более lo-fi сегменте, чем обсуждаемый ПАК.А то бы начали (и начали же немного!) клепать ерунду вроде Артон ХХ-51 - все это было ошибкой во всём мире.Нормальный аналоговый полифоник было делать поздно - массовый потребитель уже пересел на цифру, о сложной цифре не могло быть и речи.А вот если бы году так в 85-м для Агата (какой ни есть, но почти единственный бытовой ПК со слотами расширения в СССР) начали делать эти самые платы расширения в виде хорошо уже освоенных Советских синтезаторов, это было бы отлично - всем не хватало удобного секвенсирования и уменьшения массогабаритов (надеюсь понятно, студию какого масштаба можно уместить даже в один Агат, памятуя его немалые габариты и плат расширения в частности) - такой ПАК был бы ценен и сейчас, как ценны уже древние Nuverb и подобное.Повторюсь, что никто в мире не реализовал очевидную идею создания ПАК для синтеза и обработки звука (и уже полного цикла создания фонограмм) на базе серийных ПК общего назначения - были цифровые решения, но они в целом неубедительны.Там решили маркетологи (ну конечно - выгоднее продать 10 корпусов, чем 10 плат и один ПК стороннего производителя), здесь другие факторы (не в последнюю очередь концептуальная отсталость).Но и сейчас пользователи не отказались бы от такой системы - как же всем надоели эти десятки габаритных корпусов (далеко не всё есть в исполнении в стойку) с вечными проблемами распределённых систем, особенно коммерческих.Так что это "Музыкальное автоматизированное рабочие место" по сути опередило время, как ни странно: понятно, что делали в аналоге скорее от невозможности сделать в цифре полностью, чем из концептуальных соображений, а что подобные комплексы рано или поздно появятся, я убеждён - всё больше независимых производителей, всё больше "модульно-модульных" систем на рынке.Сами ПК тоже не сразу пришли к единым стандартам, хотя по-хорошему надо было с этого начинать. И самое забавное: даже коммерческую систему подобного рода сейчас есть смысл делать на базе старых PC - всех этих "неубиваемых 486 ещё той сборки", которых полно на вторичном рынке (не говоря про кладовки энтузиастов из целевой аудитории) по приятным ценам, а не городить нечто на сомнительных современных МК - реальные сроки их эксплуатации пока неясны, но тенденции индустрии (параметризация итд) известны.Вдобавок отличный корпус из "ещё той стали" (у меня имеется фирменный 386 среди прочего - есть с чем сравнить).

ECOTRONIK: Хоть тема и очень старая, не смог пройти мимо. К сожалению, выводы сделанные некоторыми форумчанами - мимо кассы. Хотя бы потому, что направление взято неверное. Смотреть на музыкальный комплекс, на базе Агата, только как на синтезатор и сравнивают с лучшими синтезаторами начала 80-х это сильно.... Это тоже самое, что смотреть на "YAMAHA DX7", только как на подставку для кофе. Кстати как владелец могу сказать, как подставка, DX7 здорово проигрывает картонному кружечку :) Понятно что это форум клавишников, а не преподавателей музыки. Но кто отменял кругозор? Целевое назначение комплекса совсем-совсем иное - обучение. Именно поэтому комплекс создан на базе персональной эвм. Это и визуализация процесса, организация диалога с учеником, функции автоматической обучающей системы по многотомному сценарию, система набора новых заданий-вопросов учителем, альтернативный выбор ответа (правильного и неточного) и т.д. и т.п. Что реализуется только в рамках полноценной вычислительной системы. Никакой синтезатор вам не предоставит: - тренажерная программа, обучающая определению названия клавиш на фортепианной клавиатуре. - тренажерная программа, обучающая чистому интонированию высоты звука (встроенный аналогово-цифровой спектроанализатор + микрофон) - музыкальный редактор, работающий в нотно-графическом режиме - дeмoнcтpaции возможных пpeoбpaзoвaний в сложном контрапункте - и т.д. Другое дело, что обучающий комплекс не обязан быть профессиональным синтезатором, и иметь такие же возможности по конечной сложности звука. Хотя и тут не все так просто, почему-то возможности ЯЗС форумчане оценивали по нескольким транслированным MIDI сообщениям. Такое ля-ля занимает мизер ресурсов ЯЗС. Если надо, то сможет и спеть под аккомпанемент. Ну и конечно, никто не мешает подключить тот же DX7, по MIDI, и играть на него мелодии (хранящиеся на дискете), по составленному или сохраненному ранее сценарию. Ну и сохранять на диск любые ваши шедевры. В итоге, никакой "YAMAHA DX7" не заменит музыкальный комплекс в обучении. Собственно люди из YAMAHA, совсем не дураки и знали это, поэтому для обучения создали "Yamaha CX5M" на прекрасной платформе MSX. К сожалению, MSX перепадали только избранным школам СССР, для музыкальных заведений это вообще недоступно было. Но дело не только в этом. Разница в подходах к обучению, импортный софт (он встроен в ПЗУ), даже будучи русифицирован, был мало пригоден. Но это уже отдельная тема. Здесь важно что для нашего комплекса, работы выполняли не только в стенах Новосибирской государственной консерватории, вот например по первой же программе автор: https://www.unioncomposers.ru/composer/view/?id=180

Gregory: ECOTRONIK пишет:это форум клавишниковС каких это пор?

Павел Фурсов: ECOTRONIK пишет: Хоть тема и очень старая, не смог пройти мимо. К сожалению, выводы сделанные некоторыми форумчанами - мимо кассы. Хотя бы потому, что направление взято неверное. Для таких узкоспециальных тем нет давности по сути, все нормально. Это вы не совсем поняли - по-первых, тут множество людей из СССР и у них извините сразу "пригорает" во всех подобных случаях, почему снова "они", а не "мы" обогнали и перегнали. Почему там уже DX7, а у нас еще Юность-75? Итд итп. Это принципиальная причина ухода всех подобных тем в подобные стороны. Во-вторых, тут конечно не клавишник.ру (если он еще есть - лень гуглить, но был точно), но все же форум музыкантский, а не инженерный. И тем более не научный - концепции и обобщения дело науки. И админ форума Агатов (хотел там ответить - это же вы там написали наверняка) верно пишет, что довольно отвлеченные тут обсуждения. Я не историк, и вообще по такой узкой теме истории техники специалисты-то есть в мире? Сомневаюсь. "Гуглеж" дал понять, что первые интерактивные музыкальные системы на базе ПК появились конечно же на Западе с появлением этих ПК как явления. И уж во всяком случае, если бы на них был спрос, все было бы сделано в лучшем виде в кратчайшие сроки. Иное дело СССР - понятное дело, что авторы ЯЗС вдохновлялись всем, чем могли начиная от Fairlight CMI и Yamaha MSX до более современных им вещей. Так-то оно первая "музыкальная" (ну можно эти сгенерированные сигналы много куда применить в принципе) карта была аж на шину S-100 и называлась SSM SB1 (SSM та самая, да). На нее есть документы вплоть до исходников управляющего софта - кому интересно, ознакомьтесь. Обсужденная здесь "Ячейка 5/2" вот на нее и похожа. Только сделана спустя десятки лет. Ничего нового. И то она из музея в виде прототипа малопонятного, а планы были такие: ЯЗС 3/1.(П). 3 звуковых канала, 1 канал шумовых ударных инструментов. ЯЗС 5/2. (П). 5 звуковых каналов, 2 канала ударных. ЯЗС 8. (П). 8 универсальных каналов звукосинтеза. ЯЗС Р8/2. (П,БМ). 8 универсальных сдвоенных каналов разностного звукосинтеза, 2 канала ударных. ЯЗС С8. (П,БМ). 8 универсальных каналов сэмплерного звукосинтеза. Одновременно возможно использование до 4-х, предварительно подготовленных , произвольных акустических тембров. ЯЗС Ч8. (П,БМ). 8 универсальных каналов цифрового частотно-модуляционного синтеза .(Аналог серии YAMAHA DX). ЯЗС У. (П,БМ). Синтезатор ударных. Не менее 8-ми каналов. Круто, что и сказать. Особенно планы сделать "FM" (который не FM - ну гуглите, история старая) на том, что было и что могли дать даже для такой серьезной, но "гражданки" в СССР. Поэтому звукосинтезирующая часть и вызывает особое внимание - если просто для обучения, то даже слишком "навороченно". А если как полноценная система синтеза для учебных заведений, их выпускников итд то не знаю, не знаю. Если считать 5/2 начальным уровнем и предположить, что в восьмиканалках будет RMIF TI, да еще с сэмплами и "FM", то неплохо, неплохо. Но в DIP с такой степенью интеграции оно не влезет на немаленькие, но и не безразмерные платы Агатов. Не стали же делать спецсерии микросхем для всей музпромышленности СССР, не стали бы и под эту систему. На копиях делителей для органов все началось и закончилось - даже фильтры Муга до упора делали на сборках общего назначения. А серии были не то, чтобы мелкие. Но "соцреализм". Хотели отдельную вторую "коробку" под полную систему (как Magma для Pro Tools)? Внешние модули? Возможно. Информации нет, только планы и простенькая плата по сути с "голыми" таймерами из музея. Негусто. А там уже Файрлайты, ППГ, Эмуляторы и прочий ФМ. Отсюда и скептицизм. По программной части - таких программ и тогда и сейчас можно писать сидеть в год по сотне. Это не ОС и не специальный сложный софт. При любой "разнице в подходах к обучению" (была ли она реально в музыкальном образовании?). Так что конечно отдавая дань уважения разработчикам, что смогли хотя бы это и отдавая дань безумцам, которые вот сейчас это клонируют (ну хотя бы запланированные платы чтоли напридумали для порядка, но не все сразу) можно сказать, что разработка так себе. Как и все Советское "гражданское". И 75% военного, но это уже другая история для других форумов.

Павел Фурсов: Muztech пишет: А, пока это осваивалось, мы сосредоточились на своем методе анализа-синтеза звука, без своего нечего думать о выходе на международный уровень, так бы тащились сзади. Подключили теоретиков из универа, программистов из политеха, даже консерваторию, дело пошло. И вот чего мы добились: некий метод оцифровки и свертки, при котором качество, как у сэмплированного звука, а возможности по управлению, как у синтезатора - верти, что хочешь. При этом, скажем, 4-минутный сэмпл рояльного звука занимает в памяти 256 байт. Тем временем патент нашелся на это. Ну как нашелся - я попросил Кузьмина поискать, поскольку весной мы обсудили на вконтакте перипетии Советского ГОСТ на миди и судьбу синтезаторов Артон. Вот он и нашелся. Также нашелся полный документ по комплексу МУАРМ и агатовцы поправили раздел на сайте. Ну как нашелся - опять же я его буквально выпросил там в удаленной теме. До этой моей активности из него взяли маленькую цитату и обозвали комплекс "обучающим". Несправедливо и неверно. Теперь ясно, что комплекс планировался очень даже ничего так. По непроверенным данным обещались БМК 1515 серии: уж чего только на них не делали, могли и это. Так что верно мы тут обсуждали шесть лет назад звукоизобразительные возможности комплекса. "Работа с музыкой", обучение или нет, практически равно "работа со звуком". И как оно звучит весьма важно. И если базовые средства никуда по сути не ушли от первой звуковой карты для ПК из 1972 однако же года (Gooch Synthetic Woodwind), так и что с того? Каноническая AdLib MSC из 1987 года была на том же уровне скажем. На то они и базовые средства. Расширенные же, представленные десятком решений под машины на базе S-100, Apple ][ итд, не говоря уже о специализированных ПК вроде Fairlight CMI, превосходили любые "коробки с клавишами" тех лет по простой причине - внутрь не влезал никакой вменяемый комп. Мало места, мало питания, сильно греется это все итд. Так что можно смеяться, можно плакать, можно все вместе. Но оно было, оно работало. Как и первые бытовые 16-битные ПК были Советскими (а не как тут некоторые незнайки повествуют ложь), но под них было мало софта (плюс проблемы с мультиплексируемой шиной итд нюансы). Поэтому они проиграли. Но есть чем гордиться тем не менее: пусть больше в виде планов, но этот наш комплекс МУАРМ мог быть вполне на уровне для тех лет. Удалось связаться с руководителем работ по нему: с 1991 года он живет и успешно работает в США, но не хочет ничего вспоминать. Исходя из его биографии можно предположить, что не очень-то ему нравится его Советский период жизни и работы. Ну и то, что МУАРМ по большей части остался в виде планов, это тоже "заслуга" политико-общественных реалий. Вне СССР это бы было сделано почти стопроцентно, причем в лучшем виде конечно же. Но что можно сказать теперь точно: злопыхателям - позор. Планировали все верно, а делали как и что могли. И такой комплекс, если бы был сделан, года до 2000 использовался бы небогатыми музыкантами. Они использовали до упора свои Sound Blaster AWE и подобное. Не все помнят и понимают, как оно было в те годы. Не так, как сейчас: взял в "отдам даром" достаточно мощный ПК из начала/середины десятых, поставил на него бесплатный софт (и я не имею ввиду пиратский даже) и делай любую музыку.

Павел Фурсов: ECOTRONIK пишет: В итоге, никакой "YAMAHA DX7" не заменит музыкальный комплекс в обучении. Собственно люди из YAMAHA, совсем не дураки и знали это, поэтому для обучения создали "Yamaha CX5M" на прекрасной платформе MSX. Отдельно бы хотелось осветить этот вопрос. Помимо того, что синтезатор с компьютерным управлением это просто компьютер в другом (очередном из) форм-факторе и потенциально может все то же самое, что другие компьютеры - вопрос лишь в реализации и техзадании. Аппаратная база обычно идентична, что характерно. Ко многим таким специальным компьютерам подключалась стандартная периферия, и речь не только о накопителях. Но ясное дело, что большинство комплексов с функциями обучения были на базе ПК. И началось это все задолго до Yamaha MSX на том, что вполне может считаться ПК, хотя формально это еще не ПК. Речь о системе PLATO, само название которой вольно переводится как "система для компьютеризированного/интерактивного обучения". Которой она и была, и музыкальная часть ее весьма существенна (но в целом на ней обучали всему, чему могли). Цитата из русской вики: "Целью данной системы являлось обучение и развитие музыкальных навыков. Так, например, программа оценивала скорость и тембр игры, в неё были включены интерактивные примеры, музыкальные диктанты[2]. Для PLATO IV были разработаны два специальных музыкальных и текстовых редактора, а также компилятор для языка, системы регистрации для музыки исполняемых файлов, программы для воспроизведения музыки в режиме реального времени и прочие музыкальные программы. Так PLATO стала первой системой с расширенными мультимедийными возможностями." Это 1972 год. Из английской же вики можно узнать много подробностей: скажем, что еще в 1967 году к системе подключили четырехдорожечный магнитофон и как-то использовали это в обучении пению, а в 1969 году был приделан частотомер для обучения духовиков итд. Где-то это наверняка описано в подробностях. Там любят писать подробные мемуары. И уж конечно к этой системе было написано просто огромное количество обучающего ПО: надо полагать, что в духе тех лет каждый писал свою версию. Система была университетской в целом, было кому. Так что наш МУАРМ надо сравнивать вот с этим. Не только потому, что в известной реализации он находится на этом уровне начала семидесятых, а просто потому, что первая интерактивная обучающая система вообще и музыкальная в частности она вот, а не какая-то там очередная Yamaha MSX, которых подобных было немало на разных платформах. На момент разработки МУАРМ их были десятки суммарно. Так что неправы все в этой теме, поскольку это не самые известные страницы истории техники мягко говоря. С Yamaha DX итд можно было бы сравнивать соответствующие платы от МУАРМ, если бы они были хотя бы в виде фотографий (как это часто в случаях с редкими платами синтезаторов для Apple ][ итд). А ЯЗС 5/2 соответствует первой звуковой карте из 1972 года. Которую быстро усовершенствовали, вот патент. Очень много было узнано интересного благодаря этой теме. Спасибо тем, кто нашел и кто поделился. Заброшенные форумы, заброшенные темы. Но не заброшенные вещи и технологии и концепции, что наиболее важно. Интересно бы знать, в какой мере наши разработчики были осведомлены о мировом опыте на тему, но в любом случае они мыслили сходно и использовали сравнительно одинаковую технологическую базу (не было в таких вещах никакого радикального отставания даже на 1991 год: если вместо одной микросхемы пришлось бы ставить даже десять это мелочи, важные только для бизнеса). Но тут интересно другое: вот сидят в Новосибирске в середине восьмидесятых люди и думают "а давайте сделаем музыкальный комплекс". Которых не делали в СССР: не у кого спросить, не у кого скопировать итд. Нечем вдохновиться опять же: ни запроса рынка, ни запроса публики в целом нет. Увы, данных на эту тему раздобыть не удалось. Но хочется верить, что какая-то информация о мировом опыте доходила. По другим темам доходила ведь. Я хотел написать статью в вики по МУАРМ, в том числе английскую, но недостаточно данных. Безымянный документ с какой-то там дискеты не может быть достаточным основанием, модераторы такое не любят. Но хотя бы убрано благодаря моим стараниям и из вики и с сайта агат позорное "ввод/вывод от иностранного миди оборудования" применительно к плате ЯАВМИ, как будто Советских синтезаторов с миди не было вовсе. Уж какие есть, но были и я их гордый обладатель (кроме Артона). Также вот в феврале я цитировал сюда отрывок из планов на МУАРМ и пошел на агат-сайт за большим. Получил, но был обвинен в антисоветизме, фантазировании итд бреде. Как настоящий, а не лже-патриот я могу заслуженно одновременно считать МУАРМ говном и восхищаться им. В этом вся наша история, нравится это кому-то или нет. В целом радостно, что такие планы хотя бы были. И они не поддельные - мне подтвердил гражданин США, что интересно и забавно. Может найдут когда-нибудь какие-то еще огрызки от комплекса. Но я рад, что хотя бы в планах он был вполне крут. Отсталый, как и его носитель Агат, но для таких вещей это мелочи. В этом они сравнимы с пром электроникой. Еще радостная новость: один иностранец планирует сайт по Советским инструментам, я ему помогал переводить и материалы по МУАРМ. Он вроде как чех и раскопал какое-то дикое количество чешских и сопредельных стран модуляров итд. И еще копает. Так что сайт будет веселый. Пока же есть активная и увлекательная группа, которую он ведет. Так что привет всем, кто еще посещает Рускейсы не только с целью продать что-то. Ценим, исследуем и пользуемся по мере сил. Та же ЯЗС 5/2 теперь есть под PC, и в ней даже шесть каналов.



полная версия страницы