Форум » Делюсь » Ячейка звукового синтеза (ЯЗС) » Ответить

Ячейка звукового синтеза (ЯЗС)

sea: Не могу не поделиться находкой Ячейка звукового синтеза (ЯЗС) разработана Новосибирский Компьютерной Лабораторией на рубеже 80-90 годов. Часть комплекса "Музыкальное автоматизированное рабочие место". Комплекс основан на ПЭВМ "Агат", к которой подключалось различное оборудование: блок фортепианной клавиатуры, блок ввода звука (спектроанализатор), педаль, разнообразные MIDI-конверторы и преобразователи, измеритель давления выдыхаемого воздуха. Разработанное ПО ориентировано, в основном, на задачи обучения: изучение клавиатуры и нот, правильное интонирование и т.д. Здесь показано исполнение демо-программы для ЯЗС комплектации 5/2 (5 звуковых каналов, 2 канала ударных). Звук для этого ролика записывался микрофоном камеры (вентиляторы, шум дисковода), за исключением периодов звучания ЯЗС: в это время запись шла напрямую из ЯЗС в wav-файлы, которые были в дальнейшем наложены на видео. Темы на форумах http://zx-pk.ru/threads/26882-muzykalnyj-kompleks-na-baze-agata.html http://agatcomp.ru/Reading/midi-mic_in.shtml http://agatcomp.ru/Images/new_sound.shtml http://agatcomp.ru/Reading/jzs52.shtml http://agatcomp.ru/Apps/DemoNCL.shtml Видео Ячейка звукового синтеза (часть 1): Описание и прямое управление Ячейка звукового синтеза (часть 2): Демо Аудио демо Intro [url=http://agatcomp.ru/Apps/DSK/SOUND/01-Hangs%20up%20(Ottawan).mp3]Hangs up (Ottawan)[/url] [url=http://agatcomp.ru/Apps/DSK/SOUND/02-Sirius%20(Alan%20Parsons).mp3]Sirius (Alan Parsons)[/url] [url=http://agatcomp.ru/Apps/DSK/SOUND/03-Tanec%20kukol%20(Shostakovich).mp3]Танец кукол (Шостакович)[/url] --5й фрагмент-- Фото ЯЗС (ячейка звукосинтеза) ЯАВМИ (ячейка аналогового ввода и адаптер MIDI Клавиши

Ответов - 35, стр: 1 2 All

samkons: Это мощно! В то же примерно время у нас- продавались брелки на 7 мелодий: нажимаешь- и он примерно так же играет "тритатушки-тритата" А если дата правильно указана (конец 80- начало 90?)то в Японии и Штатах- вовсю продавались "YAMAHA DX7" и "Memory-MOOG", "ROLAND-Jupiter 8". Хотя конечно, это изделие - из разряда "физики шутЮт? Но сделано- фундаментально, микросхем не жалели! На БС-ЭВМ похоже.Так оно сейчас работает, или это запись- из прежних времен? PS Судя по прогнившим дорожкам внизу платы- вряд ли рабочая? PS2 Если бы Алан Парсонс услышал такое исполнение : http://agatcomp.ru/Apps/DSK/SOUND/02-Sirius%20(Alan%20Parsons).mp3 Он бы повес...очень расстроился

Павел Фурсов: Это и есть попытка сделать аналоговый полифоник (пусть с расширенной функциональностью по управлению), только почему-то забыли постгенераторную часть.Классическое уже для тех лет решение на ПИТ, звучит пристойно.Вообще в те годы, когда ПК стоил немало, разумно было делать ПАК, но почему-то дальше цифровых решений не пошло (и не в наводках итд дело - как пихать компьютер на той же элементной базе в ещё более тесный корпус, так пожалуйста, а как сделать модульную систему для серийных ПК, так нет). Так что никто не шутит, концепция как раз верная.Это перед развалом СССР уже делалось, планы наверное были далекоидущие - уже выпускались и кое-какие гибридные инструменты серийно, но конкурировать с иностранными образцами конечно не могли (если только по цене).

Muztech: ПИК, ПАК, ПУК ... расшифровывайте, что-ли.


Павел Фурсов: Естественно, что в контексте речь о Программно-Аппаратном Комплексе, даже имеющем название: "Музыкальное автоматизированное рабочие место".ПИТ - Программируемый Интервальный Таймер.

samkons: Вы меня прямо в краску вгоняете: не знал я таких умных слов А в это время Ямаха,к примеру- вовсю развивала принцип ФМ синтеза звуков и как то умудрялась почти весь полифонический синтезатор- в один корпус микросхемы запихнуть Вот ведь противные самураи?

Павел Фурсов: Да не только ЧМ и не только Ямаха - но причём здесь это?Что опоздали на десяток лет с аналоговыми полифониками?Что же, и в более важных сферах отставали. Но пользователи довольно быстро поняли, что это не то и побежали скупать обратно по барахолкам "то самое", которое сейчас по 400 тысяч инструмент...Ямаха таки проиграла в перспективе. :)

samkons: А что именно "то самое, по 400тыс рублей"? Я готов производить "это" по 200 тыс- лишь бы клиент был? Буквально неделю назад в Сочи, в кафе на набережной, видел у ансамбля DX7 в полностью рабочем состоянии, с кучей кассет- и они никуда не "бежали", а лабали и собирали "парнос"? "Ямаха таки проиграла в перспективе". Ну, судя по ассортименту музыкальных магазинах- она об этом пока (уж 35 лет)не знает?

Gregory: Павел Фурсов пишет:Ямаха таки проиграла в перспективеСразу вспомнились лозунги про загнивающий капитализм. "А по запасам железной руды мы превосходим всю Западную Европу вместе взятую!" samkons пишет:А что именно "то самое, по 400тыс рублей"?А ещё бы уточнить, кто самые эти "пользователи"?

Павел Фурсов: Гугл вам в помощь, товарищи...а если у неких колхозных лабухов в почёте нечто (и они правда меняли в своё время Юпитеры на DX7, и не только они - но история всё уже расставила по местам), это ничего не значит.Конечно, цифра добавляет колорита, но весь серьёзный продакшн вернулся в аналог давно (кто-то и не уходил в цифру никогда, несмотря на все маразмы индустрии). Вот вам для начала: http://www.ebay.com/itm/Roland-Jupiter-8-with-Kenton-Midi-/162181669691?hash=item25c2c7e33b:g:bOYAAOSwgZ1XwUnk , http://www.ebay.com/itm/Original-Vintage-MOOG-Memorymoog-Plus-MIDI-synth-6-voice-DEALER-ARMENS-/141400705683?hash=item20ec238a93:g:Hx0AAOSwVFlUDmI5 , http://www.ebay.com/itm/OBERHEIM-OBXa-METICULOUSLY-OVERHAULED-Vintage-Analog-Synthesizer-Synth-Keyboard-/112058271755?hash=item1a1731880b:g:bSIAAOSwqfNXilEN - и да, оно стоит именно столько, потому что звучит на столько.Цены на Ямахи цифровые, VA и прочие "рабочие станции" смотреть там же и делать выводы.На тему "делал бы" да уже всё сделано там, как всегда - сможете конкурировать с Studio Electronics, например?

Muztech: Цена предложения не означает, что за эту цену купят. Это как цена квартиры в каталоге не означает реальную цену, за которую купили её. Я бы ни за какие коврижки не купил такую штуку. Ибо это ненадежный аппарат, а чинить, если что, просто некому. Почему сдох Prophet 5 от Sequencial Circuits? Дэйв Смит сам говорил, что очень ненадежный в результате получился аппарат из-за большого количества рассыпухи.

Павел Фурсов: Ага, конечно...и Профет 5 правильно вспомнили - ещё один классический синтезатор по цене новой малолитражки.Всё продаётся, и без особого торга.И Yamaha CS серии тоже, просто сейчас не висит ничего топового. Это реальные цены на сегодня - вот во столько community оценивает эти старые, выработавшие все гарантийные сроки по нескольку раз, проблемные инструменты.Кому дорого - паяет сам и использует ПО.Справедливости ради стоит отметить, что цены завышены - не настолько оно лучше самых недорогих аналогов (Korg Poly 61, Polysix, Roland Juno всех версий итд), которые никто тоже так и не смог превзойти, даже оригинальные производители.Из современных полифонических аналоговых инструментов вменяемые только SE и DSI в общем-то, а на цену малолитражки смелые и умелые собирают модульные системы зачастую. Никто не спорит, что Ямаха со своей DX серией начала цифровое движение и это было ново, это был прорыв итд...но это вроде CD, о котором тоже довольно быстро всё поняли.Так что вот этот наш несчастный комплекс на базе Агат мог бы быть вполне неплох, если бы доработали - я так понимаю, идея взята откуда-то из RMIF TI, а они интересные, но вот с управлением проблемы. А вот, к примеру, человек делает голосовые платы в формате оперативной памяти: http://polysynth.tumblr.com/tagged/polysynth - может и до PCI дойдёт. :)

samkons: Интересуюсь: а что такое "голосовые платы"? Человеческим голосом, что ли, поют? Да и сделать сейчас можно- все: куча заводов простаивает, китайцы платы печатные любой сложности- за неделю делают... Было бы- кому все это продать? ЗЫ: а то, с чего начал ТС- нафиг никому не нужно было тогда (Р.Мог еще в 1982году выпустил "Меморимоог": аналоговый шестиголосный, 18 генераторный аппарат!, без всякого "Агата"- на одном процессоре Z80: https://en.wikipedia.org/wiki/Memorymoog ) И уж тем более- не надо сейчас.

Павел Фурсов: Ну ясно...рановато вам производить и целеполагать тоже. Можно, и тогда было можно, только не делали - "роися" (увы) рассуждает, мир делает.Продают, это тоже надо уметь, а не ныть, как некоторые местные довольно известные производители.Для СССР очень неплохо, как и сам Агат (который фантазия на тему Apple II, но талантливая).Было бы нужно и сейчас, если бы было доделано. P.S. А кроме шуток, в VG-Line нужны люди - на недавнем мероприятии снова видел этот зазывной листок.Если кто хочет производить, да хотя бы чинить на поток, то туда - это центральная производственная база на тему здесь.А вот темка по Поливоксу-2 и заодно о разном, там тоже ноют и обсирают, пока другие делают и продают: http://forum.rmmedia.ru/threads/122943/. P.P.S. Вообще тенденция позасирать - и новое, и старое.Никто не спорит, что окологражданская (к которой относится и обсуждаемый в теме ПАК) промышленность СССР была убогой и отсталой, и это надо учитывать при высказывании своих мнений - люди в абсолютно неадекватных условиях делали, что могли, вместо того, чтобы жрать водку (что началось буквально пять лет спустя и продолжается).Почти все были невыездные, у них даже не было выбора.Само существование этих смешных по мировым меркам Советских инструментов (вспомнить ещё Tiracon 6V - тоже попытка "догнать и перегнать") должно рассматриваться как чудо...ладно когда эту херь с нелепыми сравнениями пишет поколение ЕГЭ, но тут вроде бы человек из того самого СССР, вроде как делавший инструменты на поток (ещё бы хоть одно фото приложил).

samkons: То есть, в переводе: "я и сам не знаю?" Тогда дарю еще красивое слово: антенна Если я правильно мыслю, то в моем microKorgVocoder- тоже есть эта плата? Ибо там есть несколько тембров с мужским, женским и детским голосом. Хотя скорее, они все тембра генерят в одном процессоре... К вопросу о фото моих изделий: в те времена был закон "О нетрудовых доходах", по которому сделать фото того, что потом продал- добровольная явка с повинной. Историю певца А.Новикова- почитайте? Как то не очень хотелось рекламы такой ценой. Очередь и так стояла. Есть несколько живых шильдиков от пультов (производства- того же времени) Устроит? Про то, что "Агат- почти Эппл": мы,то есть СССР, с начала 70х годов находились в позиции догоняющих в электронике, поэтому- могли только повторить (как правило- хуже оригинала) А рассуждений в сослагательном наклонении :"если бы, да кабы"- история не признает ЗЫ: а что нибудь сделанное Вами- можно увидеть?

wk: После ареста А. Новикова -был у него понятым (свидетелем). Когда его привезли в ДК Уралмаш на следственный эксперимент (опознание аппаратуры: его рук или фирменный аппарат {на то время он базировался там}), -он сам попросил меня честно подтверждать принадлежность аппарата. А, взяли его не за аппарат, обидными слова его песен были для ментов. Самопалы были только предлогом для посадки (зацепить же за что то надо им было его). Новиков никогда сам не паял ни чего, да и не умел, а просто правильно организовал производство, сборку разными мастерами, сбыт аппарата он брал лично на себя через комиссионки, в основном по предварительной договоренности с директорами ДК и прочими организациями.

samkons: Спасибо: очень интересная информация. Я то с Александром знаком не был: в разных городах жили, да и я свои аппараты- сам разрабатывал, собирал, настраивал.Естественно, платы, корпуса, лицевые панели, клавиатуры- делались на заводах, причем вне очереди, поскольку платили в ВПК народу копейки я же- не жадничал. Но его "дело" лишний раз научило всех самопальщиков, а по Союзу их было немало: в Житомире, Донецке, Москве,Киеве,Риге...соблюдать "технику безопасности". Я в частности- не лез ни на какие выставки, не писал никаких статей в журналы: потихоньку клепал по одному синтезатору в месяц с 78 по 81 год. Потом- были другие аппараты для музыки... "а просто правильно организовал производство" Вот это для совласти и было самым опасным: сама то она ничего организовать не умела,только импотентные НИИЧАВО плодила, а конкурентов- не переносила: как это, человек не идет с протянутой рукой, а что то "организовывает"? Посадить! Сколько по стране "цеховиков" сидело!?

Игорь: редкий случай, но я Павла Фурсова поддержу. Аналогия "ЯЗС против достижений японцев в технике звукового синтеза" абсолютно некорректна. Вопрос - сколько те же японцы ввалили средств в эту тематику? сколько сотен миллионов если не миллиарды? и сколько в СССР тратилось на эти цели? Сколько специалистов с той стороны и сколько с нашей трудились над темой? Да всё просто - у нас задачи такой не ставилось, плохо это или хорошо- другой вопрос. Если бы тема была актуальна, поддержана и финансируема, тогда и помериться чем угодно можно было. Возьмём те же ракетные технологии: когда немчура уже поставила на поток свои ФАУ, которые были уже весьма совершенными изделиями, мы близко не могли противопоставить технологии ни по двигателям, ни по системам управления, ни по сплавам и материалам итд... В теории, кстати, и в научной мысли мы были весьма прогрессивны уже тогда.И что же было дальше - всю немчуру с америкосами кинули через определённые места так, что до сих пор они осознать не могут свершившееся. Мы и межконтиненталку многоступенчатую, и спутник, и Луну-1,2,3, и человека в космос и тд... Да, были группы энтузиастов, занимающиеся тематикой звукового синтеза, они делали то, что могли на имеющейся базе, и для начала (имеется в виду стартовая тема) у них это неплохо получалось.

Muztech: Цеховики ровным счетом ничего ни для науки, ни для прогресса, ни для производства не дали ибо просто копировали в меру возможностей зарубежное. Весь тогдашний шоу-бизнес был криминальным, где вертелись огромные деньги. Заплатить левыми деньгами за подделку усилка или синта цену машины ничего не стоило, лишь бы был шильдик Yamaha или Marshall. К нам на завод привозили аппаратуру Новикова для анализа, вся она из тыренных деталей зачастую с военной приемкой. Поскольку там не было чего-либо электромузыкального, заключение писали из бюро акустики. Кстати, к нам много раз подкатывали разного рода жучки с целью налево клепать и синтезаторы, и аппаратуру, сулили деньги. Ну, и были посланы на х... Лично мне и другим было это противно, мы хотели двигать в силу возможностей чисто свое, а не подражать. В СССР была же целая отрасль электромузыкальная со своими именами, авторитетами и конструкторами. И залететь на подделке считалось нонсенсом, это стало бы всем известно. А так потихоньку мы продвигались вперед. Расскажу по своему опыту. В конце 80-х мы поняли, что отстали технологически от Запада, может навсегда. Но мозги наши точно были не хуже, просто реализация была ужасная или невозможная. Вот потому мы прекратили разрабатывать новые электромузыкальные инструменты, а сосредоточились на миди контроллерах, это просто, доступно и быстро осваивалось (автор этих строк, кстати, в числе авторов советского ГОСТа на MIDI). А, пока это осваивалось, мы сосредоточились на своем методе анализа-синтеза звука, без своего нечего думать о выходе на международный уровень, так бы тащились сзади. Подключили теоретиков из универа, программистов из политеха, даже консерваторию, дело пошло. И вот чего мы добились: некий метод оцифровки и свертки, при котором качество, как у сэмплированного звука, а возможности по управлению, как у синтезатора - верти, что хочешь. При этом, скажем, 4-минутный сэмпл рояльного звука занимает в памяти 256 байт. Я не оговорился, 256 байт (8-разрядных слов). Консерватория писала нам в студии сэмплы, мы их оцифровывали, потом извлекали те самые 256 байт и записывали их в тон-генератор. Потом он воспроизводил ноль в ноль исходный звук. Это был настольный действующий макет, довольно большого количества микросхем. Но мы послали схему в Вильнюс, что бы они заложили всю схему в БИС. Они сказали: "Ребята, фигня вопрос, сделаем." Затем встал вопрос, как управлять таким необычным коктейлем из сэмплера и синтезатора. То есть, встал вопрос интерфейса. Подключили опять консерваторию с её теоретиками-искусствоведами-музыкантами, ничего подобного ведь не было. Решили просто найти ручки какие-то более понятные музыкантам. Почему сдох FM синтез у Ямахи? Потому что музыканту просто недоступен был для понимания. Кстати, на метод мы получили АС на изобретение. Потом настал 91-й год.

samkons: Я не знаю, почему он сдох, даже не уверен вообще, что это имело место? Ямах- полно в магазинах- они же как то (и очень хорошо) работают? Но если ваша идея :"Кстати, на метод мы получили АС на изобретение"(С) такая плодотворная- где забитые вашими инструментами полки магазинов? Л.Термен в 1920 г- создал терменвокс, потом, уехав в Америку- стал там миллионером, производя его. А вернувший в совок- был посажен, зачем то?, на много лет в лагерь? https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B5%D0%BD А сейчас фирма MOOG- вовсю производит терменвоксы : https://www.moogmusic.com/products/Etherwave-Theremins Вот это- настоящее изобретение, живущее уже почти 100 лет. И никого не волнует, на краденых или с военной приемкой деталях Термен его создал?Он же в НИИ работал? И в 20 году магазины радиодеталей- вряд ли были, при разрухе то... И отмазки, что все самопальщики работали на краденых деталях- так не было других? А крали их не мы, мы их только покупали.У солидного вида научных сотрудников И делали на них отличные изделия, которые на заводах, оснащенных и укомплектованных специалистами- почему то сделать не могли? Почему бы это? Наверное- у них дети хорошо получались,а руками... .

Павел Фурсов: samkons пишет:То есть, в переводе: "я и сам не знаю?"Очень уж совковенький в плохом смысле юмор.А вообще это ТЭЗ (Типовой Элемент Замены) в полифонических ЭМИ - законченный быстрозаменяемый функциональный модуль, представляющий собой синтезатор без органов управления.Название такое потому, что голоса полифонии в музыке. samkons пишет:Про то, что "Агат- почти Эппл": мы,то есть СССР, с начала 70х годов находились в позиции догоняющих в электронике, поэтому- могли только повторить (как правило- хуже оригинала).В данном случае это вполне "на уровне" разработка на основе. samkons пишет:ЗЫ: а что нибудь сделанное Вами- можно увидеть?В открытых источниках - нет, да и не в этом дело: просто поразительны ваши рассуждения как человека, имевшего отношение и по идее понимающего проблематику. Muztech пишет:В конце 80-х мы поняли, что отстали технологически от Запада, может навсегда. Но мозги наши точно были не хуже, просто реализация была ужасная или невозможная.Вот-вот, потому что когда там уже были ткацкие станки итд, здесь щи лаптем хлебали, с тех пор и идёт (причиной этому принятие Западным Миром Христианства существенно раньше, чем Славянским). Вообще Korg Volca FM и сейчас выпускается (не говоря уже о возможностях FM в почти любом цифровом синтезаторе), а Yamaha FS1R была слишком дорогой и сложной и проиграла, потому что в 1998 году уже было очень многое в сфере цифровых и гибридных ЭМИ.Но не одна она - многие жалеют о прекращении развития Kawai K5000, аппаратных семплеров итд.Основная масса пользователей вообще использует предустановки на синтезаторах всех типов (даже для непресетных есть рисунки), и по сути развитие цифровых ЭМИ пошло по пути эмуляции функционального строения классических аналоговых инструментов.Сейчас, когда всё есть в виде ПО, вообще было бы не о чем говорить, если бы не то обстоятельство, что ни по вычислительным ресурсам, доступным массовому пользователю, ни по математике и её интерпретации индустрия не может достоверно воспроизвести "в софте" ни звучание сложных аналоговых инструментов, ни звучание выходных цепей сложных цифровых.Пользователям давно открыты три мира звукообразования и обработки: акустический, аналоговый, цифровой и все они используются в любых сочетаниях. "Холиварить" на тему "цеховики против производителей" бесполезно - и те, и те были в существенно проигрышном положении в сравнении с иностранными коллегами из обоих "лагерей".А по историям Термена, Мурзина и многих других есть asmir.info.Лично Смирнов может рассказать многое - он нашёл за эти десятилетия пожалуй всю сохранившуюся информацию по теме.



полная версия страницы