Форум » Новости » Интервью с разработчиком РИТМ-2 Виктором Анатольевичем Никулиным » Ответить

Интервью с разработчиком РИТМ-2 Виктором Анатольевичем Никулиным

ASDFGH123: Ссылка на максимально подробный рассказ о создании синтезатора РИТМ-2 из первых уст. http://mixmag.io/article/92119

Ответов - 16

glacier: На фотографии прямь вылитый Джобс с бородой

Muztech: Очень интересно, спасибо, Вячеслав! Нужно больше таких интервью с теми, кто пока еще живой. В СССР была куча предприятий, выпускающая ЭМИ, в интервью многие перечислены. Я переписывался с Леонидом Федорчуком, главным конструктором ЭМИ в Житомире (Эстрадины), он очень интересный человек, но, к сожалению, уже ушел из жизни. Он, кстати, поддерживал связь практически со всеми главными конструкторами, он мог бы дать наводку по всем. Ищите их всех, это же наша история. А то получается, будто я один на всех углах, да вот еще Виктор. Отыщите Лёню Вихрецкого из Львова (ВНИИРПА), это разработчик первого советского цифрового синтезатора Амфитон, который должен был выпускать Вектор, это была шикарная разработка, я считаю.

glacier: Разработчика синтезатора Аэлита ещё не плохо было бы найти...


samkons: С большим интересом прочитал интервью, поскольку и сам прошел примерно такой путь, только чуть раньше: в 1976-1978гг. Ну и несколько иным курсом:в 78-81 гг выпускал частным образом двухосцилляторные синтезаторы на основе Минимуга. Третий осциллятор- тоже был, но только в режиме LFO. И покупали их весьма солидные музыканты, ансамбли и композиторы, поскольку звучание было- "в ноль" фирменное. А стоили мои аппараты- в три раза дешевле. Причем, с некоторыми персонажами, упомянутыми в интервью, был знаком лично- в частности, году в 1981, когда уже закончил выпуск синтезаторов- предлагал Люберецкой фабрике пианино "Родина" готовую разработку, со схемами, фотошаблонами, чертежами корпуса и т.д. Мне было заявлено, что мой аппарат не патенточист (ну, фильтр то минимуговский- все ставили, даже Корг и Роланд, http://www.experimentalistsanonymous.com/diy/Schematics/Full%20Synths%20Drum%20Synths%20and%20Misc%20Synth/Korg%20MS10.pdf ( на странице 6- квадратик с надписью "IC16,KORG 35"- это оно и есть.) Не считая Поливокса, который ставил свое. Что не помешало "Родине" через пару лет- выпустить с тем же Муговскмм фильтром семейство "Алиса" http://ruskeys.net/pasp/alisa1377/c/alisxem.jpg Если внизу по центру- не Муговский фильтр, то я- китайский мандарин? (из тех времен помню две фамилии тамошних начальников :Швырев м Пухаев, хотя за давностью- могу и перепутать?) Очевидно, к тому времени- их перестала пугать патентная не"?чистота? Та же история- произошла и с заводом "САМ" им Калмыкова (марка "Лель", начальник- П.П Кейно) Он весьма восхитился звучанием,( причем я показал ему 2Х синтезатор- с двумя полноценными схемами, управляемыми с одной клавиатуры, но с разным выбором звучащей ноты: верхним и нижним (2+2 VCO+2VCF,NOISE,S&H)- примерно то, что я пытаюсь сделать сейчас на современном уровне...) Ничего, кроме как перейти к нему на работу за 180 руб- он не предложил. Что было довольно смешно мне, зарабатывавшему в те времена в месяц -годовую зарплату самого Петра Петровича. Что еще заинтересовало в интервью: отношение производителей к своей продукции- наплевательское. То есть вместо консультации с музыкантами, что и как улучшить в инструменте, был применен оригинальный метод:"смотреть, какие ручки крутит музыкант" Что мешало спросить у самих музыкантов? Ну, описание процесса производства- вообще "ни в какие ворота":"платы, сделанные сеткографией — самые некрасивые, с неровными монтажем и краями проводников. Беда в том, что платы сверлили монтажницы. Вот монтажница просверлила для себя пачку плат — она их распаивает, это отдано ей на откуп. Она могла халтурить..."(C) То есть, приходят несколько тысяч человек на концерт, садятся- а ансамбль играть не может: синтезатор не строит или- вообще вырубился? Кстати неясно, почему в 82 году они делали платы "шелкографией", когда при моей работе на серийном заводе в 72-76гг (то есть, за 10 лет до описываемых событий)- там вовсю делали платы фотоспособом, двухсторонние, со сквозной металлизацией? (Завод не военный- работал на Минуглепром) ЗЫ: кстати неясно, почему Ритм-2 сравнивают с Продиджи: по схемам он почти 1:1 "Micromoog" http://dl.lojinx.com/analoghell/MoogMicromoogMultimoog-Schematics.pdf А в целом- интервью интересное и что главное- откровенное

Muztech: Не забываем, что Ритм делался на баянной фабрике почти "на коленке" на допотопном производстве. И то, что они делали, почти подвиг, я считаю. Самые передовые производства по электронике, конечно, были у МЭП (министерство электронной промышленности) и МРП (министерства радиопромышленности. Это военка, её интеллект. А Киров это ММП (министерство местной промышленности), то есть, ложки, вилки, балалайки, мебель и пр. Конечно, оно оснащалось в последнюю очередь, да и специалистов там не было. Жаль, конечно, что головным институтом по ЭМИ был НИКТИМП (тоже ММП) в Правдинске (на базе рояльной фабрики). Практически нищий, с допотопным измерительным оборудованием. Мы им конкретно возили в подарок микросхемы и транзисторы. Раз туда приехали, а в лаборатории сидит чувак, что-то паяет. Видим, усилитель, а перед ним брошюрка "В помощь радиолюбителю". Корг и Роланд муговский фильтр не использовали, во всяком случае, прямых схемных заимствований не делали. Правда у всех был фильтр 4-го порядка, как положено, но реализация своя. Роланд применял 4 ИТУНа (типа СА30380) с внешними интеграторами, а Корг типа микросборки. Но что там внутри фиг знает. На слух, конечно, 4-го порядка, но внешних емкостей и полевиков, как у Роланда, не видно. Вряд ли они запихали в м/сх 4 шт. по 47Н. Корг всегда шел своим путем, у него даже система не В/окт, а В/Гц (в том же MS-10). Вполне вероятно, что решение было сродни Поливоксу, где кондеров не надо.

ASDFGH123: Владимир, интервью с Виктором это конечно был экспромт по скайпу в рамках мероприятия, посвященного истории (ну как истории... микрорассказика наверное)))советских синтезаторов, который удался. Была идея тебе еще позвонить, но я уже за регламент по времени выпал и мы решили перенести звонок на следующий раз. Надо только будет тему нам с тобой интересную придумать, чтобы поливокс конечно не мусолить по сотому разу. Это тогда отдельно спишемся. А по поводу других разработчиков тема очень интересная. Можно было бы делать документальные фильмы и интервью о том как это всё было, как делает Влад Селиванов из Музея Советских Гитар. Очень интересные фильмы про ЛЕЛЬ, МЭФМИ, РУССТОН, интервью про гитары УРАЛ и т.д. Я, правда, такой уровень пока не потяну, но если есть хоть какие то контакты хоть с кем то, буду признателен. Попробую хоть кого то разыскать. Сергей, немножко тебя поправлю. Фильтр корга собран по собственной схеме. http://www.crazy-patroche.com/article-clonage-du-module-korg35-en-cms-123448431.html Это про корг. А про ЛЕЛЬ, завод САМ разорили полностью. Теперь там офисы и лофты. Территорию распродали по частям. Даже вывески не осталось. Все корпуса осовременили, снаружи как будто построено вчера.Сейчас на крыше основного корпуса строят ресторан(((. Кстати по поводу низкотехнологичности производства ритмов. Вероятно это было совсем не основное производство и под него ничего не было там заточено. Или затачивать не хотели. Я в 91-92 годах работал на Мытищинском приборостроительном заводе, где выпускали кучу измериловки типа С1-94, В7-40 и тд. Оборонки много и гражданки. Производство было полного цикла ( ну кроме радиодеталей). Своя гальваника, литейка, пластик,монтаж, наладка,испытания и т.д. Так вот все односторонние платы делались шелкухой и катались вручную.И травились в купоросе с аммиаком (адский компот) Видимо так было проще. А халтура была сплошь и рядом.Синтезаторы, сделанные в декабре, вообще могли быть полусобранные. Мне такие попадались. Надо давать план в конце года, иначе без премии. И шли они в основном не к музыкантам на сцену, а в пту,дк,школы и еще куда, а если не работали сразу, то их доводили уже потом в спокойной обстановке. Или на заводе при возврате, или катаясь по стране)))) У нас тут по соседству например есть одна поликлиника, что то связано с охраной труда. Так вот там у одного из профессоров в кабинете стоит поливокс с тех времен. Профессор его использует как научный прибор, изучая воздействие разного спектра шума на трудящихся. Научные труды пишет. И по ритму -2. У микромуга совсем другая схема и элементная база, а вот у продиджи всё тоже самое. Я даже настраивал ритмы раньше по мануалу муга продиджи.Вот как то так. Кстати тоже тебя попрошу, если остались какие то контакты инженеров, я с удовольствием попробую с ними связаться.

samkons: Ну, фиг может и не знает, а мне приходилось в начале 80х его чинить- там был именно Муговский фильтр на SMD деталях и залитый мастикой Поскольку стоило это чЮдо- как полжигулей и хозяин выбрасывать не хотел- сгородил плату на ГТ308 (на них же- я и свои фильтры делал- единственные с В=200 были доступные. А КТ3102 тогда еще не было)) То, что по твоей ссылке- как то и на фильтр 4Х не очень похоже? Что касательно плат шелкографией в 91 году- специально открыл свой С1-94:нормальные там платы, фотоспособом сделанные...Ну насчет шелкографии- не знаю, как сейчас, а в те времена- все лицевые панели фирменной аппаратуры (Шарп,Сони и т.д.)- были сделаны именно ей. Правда, сетку они не тряпочную а бронзовую применяли- очень красиво смотрелось и зубчики по краям- были очень мелкие. По поводу "оставшихся разработчиков"-- последний из известных мне, Лева Готшалк из Житомира- умер два года назад от инсульта. "Не забываем, что Ритм делался на баянной фабрике почти "на коленке"- позволь не согласиться: суть не в том, где делали- я свои изделия тоже собирал "на коленке"- и что? Лицевые панели и платы- мне делали на том же "САМе",корпуса- в ОПИ ЛИИ, клавиатуры- в Муроме... А само изделие- смотрелось не хуже "фирмы"- иначе бы его не покупали?Другой вопрос, что я умел приспособить известные вроде всем технологии- под свои нужды. Ну, для этого на производстве и существуют технологи? Да и ОТК на нормальной фабрике- обязан был быть? ЗЫ: кстати, про баяны- пара аппаратов были сделаны (по просьбам трудящихся)- именно на баянной клавиатуре: паялись контактные группы от больших реле РПН,РКН на текстолитовую планку, выводился ШР к блоку электроники и- вуаля Простой Вельтмайстер уже пел, как Минимоог.

Muztech: Сергей, нельзя сравнивать штучное самодельное с серийным заводским. Там КД и РД, там техпроцесс, там ГОСТы, там ОТК и Госприемка (в то время). Вся документация утверждалась в отраслевых инстанциях (санэпидстанция, госсвязьнадзор, бытовое обслуживание население, минторг и пр., и пр.). На всё госты и осты. Никакому частнику это не под силу, ему просто плевать на это всё. Вот я почему и говорю, что это подвиг - на коленке строгать да еще проходить все эти инстанции. И про какой фотоспособ вы говорите? В принципе все платы делались фотоспособом. Только одни на фольгированном материале под травление, другие на "пустом" материале под осаждение. И там, и там фотоэкспозиция. У нас вредное травление было заменено на осаждение где-то в 85-86 году. Нужны были двусторонние платы с шагом 1,25 мм и менее.

samkons: Что касаемо ВПК- полностью согласен. Но там- никто себестоимостью изделия просто не заморачивался. Я работал на заводе, где начальство билось в кровь с министерством за сохранение буквы "Э"(экспериментальный) в названии. На вопрос "какая разница?" ответ был простой: тогда мы можем закладывать любые детали и любую себестоимость! А в области ТНП, по моим наблюдения- если в этом отделе был толковый конструктор (в Житомире- Л.Готшалк, в Муроме- В.Евдокимов, на САМе- П.Кейно и т.д.)то и продукция была нормального качества. Если нет- гнали дерьмо. По поводу фотоспособа: непонятно, зачем применять шелкографию там (кстати- сетки тоже делались фотоспособом), где тот же фоторезист можно накатать на текстолит и получить те же платы, только без лишнего этапа, к тому же- снижающего качество? Я сейчас прототипы плат-делаю фоторезистом ПФ-ВЩ у себя в ванной и ширину дорожек могу получить- 0,15 мм.Без всякой шелкографии.

Muztech: Фоторезист это конечно не шелкография. Но я не знаю, где это платы шелкографией делали. Какой это дурак сначала фотооригинал на сетку наносит, а потом с неё катает платы под травление? Всегда вроде фоторезист на плату наносили, потом экспонировали. А под травление 0,15 дорожки не получить хоть какие способом. Здесь другая технология нужна. У нас она с 1986 года применялась.

samkons: "ВН: Производство было очень низкого технологического уровня. [Использовались] платы, сделанные сеткографией — самые некрасивые, с неровными монтажем и краями проводников"(С)-из интервью по ссылке в первом посту.

Muztech: Я прочитал это у Виктора. Но здесь нужно его уточнение: либо он выразился неверно, либо не то имел в виду. И то, и другое может быть в виду давности лет. Сеткографией никто платы не делал, только передние панели. Я не представляю себе, как это можно сетку на платы. Краска жидкая, после печати надо в термошкафу сушить. А если и правда делали, то это вообще конец всему.

ASDFGH123: Делали. У нас на заводе так делали платы для ЗУ КУЛОН, для С1-94 и всё одностороннее. Краски была нитра зеленая. Ей метород шелкографии делали рисунок, потом травили, потом сверлили. Дорожки были конечно не меньше 1ММ. Так что такие дела . 1991 год.

Muztech: Ужос

Виктор_А_Н: Да, Володя, ужас! Но что было делать, приходилось выкручиваться. Сетчатый трафарет, резиновый ракель, краска, смрад "адской смеси". Но наряду с этими ужасными платами были и вполне приличные. Стеклотекстолит, качественное травление, гладенькое лужение, сверление программное. Это, если приходила партия плат по кооперации с оборонного предприятия.

Muztech: Дико сочувствую. Но у нас тоже с платами поначалу было далеко не радужно. Стеклотекстолит был фондируемый материал, в ширпотребе не разрешенный к применению. Гетинакс г-но полное. Но хотя бы лачить можно было, вот платы генераторов и блока клавиатуры покрывали лаком. Платы лачили и так с одной стороны (так называемая маска) для пайки волной. Со стороны деталей генераторы и блок клавиатуры покрывали лаком. Но это не есть хорошо: фиг лак расковыряешь, если деталь какую выпаять надо. Еще после пайки волной платы сильно коробило. Позже мы настояли на выделение стеклотекстолита хотя бы для этих трех плат. Ну, а потом, когда отменили фольгированные материалы, дело пошло лучше. Вот только забыл, как этот материал назывался, на который печатку осаждали, но не стеклотекстолит, такой светленький. У него хорошие изоляционные свойства и совсем не гигроскопичный.



полная версия страницы