Форум » Флейм » А как делают эффект стринг ? » Ответить

А как делают эффект стринг ?

Blackbird: Вопрос вообще интересный - тут на трубе увидел первый стринг синтезатор 1972 года он еще и полифонический . Ну настоящие струнные то он конечно имитирует постольку поскольку но эффект интересный . Дык вот тут же полез в инет и скачал его имиТАТАР в VSTхе . На мое медвежье ухо различий в звуке живого и этого самого не обнаружил . И поскольку VSTшка мелкая то этот вирутальный струмент тоже синтезаторного типа . И по принципу срисован с оригинала . Дак как на оригинале есть там такая кнопка "модуляция" когда ее включаешь эти самые "стринги" и прут а когда она выключена при нажатии клавиш слышно всего лишь нечто напоминающее прямоугольник с большой скважностью .. Хм дык вот вопрос чего там конкретно модулируют что сразу стрингс получается ? Задающий по частоте или по фазе или вообще фильтр стоит и его по частоте елозят ? Или все же имееться ввиду что то другое ?

Ответов - 52, стр: 1 2 3 All

ГаринП.: очень советую взять здесь же на форуме схему какого-нибудь инструмента с хорус-эффектом и ознакомиться со схемотехникой оного - много вопросов снимется

Виктор_А_Н: А самое главное, нафига это сейчас нужно?

wk: Добавлю немного к коментарию ГаринП. В общих чертах: блок хоруса в клавишных инструментах с функцией "Стрингс" и служит для создания этого характерного звука. Устройство состоит из трех, включенных параллельно, линий задержек (как правило аналоговых и собранных на приборах с зарядовой связью, т.е. ПЗС). Каждая такая микросхема может содержать от 64 до 4096 ячеек, в зависимости от модели микросхеы. Сигнал в такой микросхеме продвигается от входа к выходу по цепочке связанных последовательно этих самых ячеек, с определенной тактовой частотой (как если бы в начале длинной очереди из трубы (-вход) наливали в ведро воду и переливалили по цепочке дальше в следующее ведро и так далее, а из последнего выливали в другую трубу (-выход)). Можно это делать с различной скоростью. Чем быстрее скорость, тем меньшее время задержки сигнала от входа к выходу. Скорость передачи (частота тактового генератора) модулируется инфранизкой частотой, -этим самым создается эффект “УНИСОН”, регулируя частоту и амплитуду инфранизких генераторов –можно получять звук унисона от “мягкого, льющегося до напористого, бурлящего” . В блоке хоруса, как правило параллельно работают две –три таких линии задержки со своей обвязкой и каждая задержка модулируется сложной суммой от трех инфранизких генераторов со сдвинутой фазой треугольника или синуса, относительо друг-друга. Вот, как то так.


Blackbird: В блоке хоруса, как правило параллельно работают две –три таких линии задержки со своей обвязкой и каждая задержка модулируется сложной суммой от трех инфранизких генераторов со сдвинутой фазой треугольника или синуса, относительо друг-друга. Вот, как то так. Вот что и нужно было добиться Правда я уже сам прошерстил и даже доку на ARP Solina скачал - надо же в 1972 году когда у нас тока электроорганы научились делать у них уже такое було Кстати что то я на сайте не узрел ни одного инструмента в котором стрингс был реализован - или глядел не туда ? Кстати задержка необязательно должна быть на пзс . И на дельтасигме можно по рабоче-крестьянски сделать ..меня максимальное-минимальное время задержки интересует - сикока там давать надо ?

wk: Еще немного в догонку: В аналоговых и Digital-Analog винтажных зарубежных синтах (Prophet, серия Roland -Juno, Korg Poly61, Korg Polysix, и так далее можно продолжать ) использовался другой принцип. При нажатии на клавишу на одну ноту -паралельно работали два генератора (что уже давало эффект ”УНИСОН”), с разными характеристиками темброобразования. При этом сигнал одного из генераторов обязательно проходил обработку PWM (Pulse Width Modulation (модуляция ширины импульса с помощью LFO), что само по себе иммитирует еффект ” УНИСОН” . Все это в совокупности с работой VCF и VCA позволяло создавать полетные звуки СТРИНГС и совсем без применения линий задержек на ПЗС. И по моему мнению -звук более покладистый и приятный, чем с применением ПЗС.

wk: Blackbird пишет: И на дельтасигме можно по рабоче-крестьянски сделать ДА, да именно так и делали в первых аналоговых полисинтах, о чем я и писал выше. Вы сами к этому пришли, анализируя различные схемы. О задержке: она должна быть 20===30 миллисекунд, естественно дело вкуса и слуха. Далее некоторые инструменты, с функцией стрингс на сайте: Квинтет, Фаэми 1М, Том 1501, ЭЛЕКТРОНИКА ЭМ-04 и т.д., -читайте паспорта на сайте, а на представленных схемах ищите блоки содержащие ПЗС (микросхемы -528БР1, 528БР2).

Blackbird: В аналоговых и Digital-Analog винтажных зарубежных синтах (Prophet, серия Roland -Juno, Korg Poly61, Korg Polysix, и так далее можно продолжать ) использовался другой принцип. При нажатии на клавишу на одну ноту -паралельно работали два генератора (что уже давало эффект ”УНИСОН”), с разными характеристиками темброобразования. При этом сигнал одного из генераторов обязательно проходил обработку PWM (Pulse Width Modulation (модуляция ширины импульса с помощью LFO), что само по себе иммитирует еффект ” УНИСОН” . Все это в совокупности с работой VCF и VCA позволяло создавать полетные звуки СТРИНГС и совсем без применения линий задержек на ПЗС. И по моему мнению -звук более покладистый и приятный, чем с применением ПЗС. Хыы радио за 1970 или 1971 год как раз там был описан подобный унисон - в общем прямоугольник дифференцировался - получались короткие импульсы . Далее от этих импульсов пускался одновибратор управляемый от генератора вибрато . И по окончанию импульса одновибратора тоже генерился импульс короткий подобный запускающему Вот так простенько и со вкусом там делался унисон - правда недостаток что частотный диапазон ограничен - при разных нотах получается разная скважность и надо перестраивать . Кстати в радиолюбителе год эдак за 1993 был описан народный стрингс "полностью заменяющий" родной в какой то "юности" . Там было три вау собранный нибожемой на двух транзисторах каждая и по транзюку в перестройке . Дык все это питалось от трехфазного мультивибратора еще на трех транзисторах . Автор божился что клиент разницы не учуял ..А раз нет разницы зачем платить больше .. Я такой не собирал - зато собирал псевдофлэнжер из радио - там тоже просто . Сигнал с вау меситься в противофазе с входным сигналом - когда частота фильтра стоит то УГ но вот когда перестраивается - прямо таки флэнжер практически очень похоже ..

Muztech: Хоровой эффект можно получать разными способами: чисто смещением по частоте исходного сигнала или фазово-временной модуляцией. Фазовая модуляция была применена еще в органе Хэммонда. Временная изначально была применена в хорусах на коротких ПЗС (например, в Крумаре). Смещение по частоте, оно же смещение по времени, достигается на длинных линиях задержки с постоянно меняющимся временем задержки (флэнжер).

Виктор_А_Н: Но несмотря на все эти рассуждения, стрингс - он и был стрингс. И к звучанию смычковых этот звук можно было отнести только силой немалого воображения.

wk: Виктор_А_Н пишет: И к звучанию смычковых этот звук можно было отнести только силой немалого воображения. В принципе -ДА! Но, в большей степени это относится к стрингам на основе ПЗС-хорусов. А, вот в перечисленных мною аналоговых и цифро-аналоговых синтах -есть прессеты очень и очень схожие со звучанием смычковых, особенно в низком диапазоне (виолончель). Конечно, смоделировать очень близкий к идентичному звук -архи сложная задача, но в принципе возможная, но опять же, не только с помощью хоруса. В первую очередь, при любой модуляции PWM, Хоруса или прочих подобных блоков, необходимо использовать сложный псевдослучайный сигнал (не сумма с трех инфрагенераторов). Это как смоделировать трение волоса смычка по струне, состоящее из случайных процессов.

Muztech: ///В первую очередь, при любой модуляции PWM, Хоруса или прочих подобных блоков, необходимо использовать сложный псевдослучайный сигнал/// Это делалось так. В пиано-стрингс Вермона или Крумар использовались 3 коротких линии задержки, тактовая частота которых (а значит и время задержки) модулировалась суммой из двух синусоид 0,5 и 5Гц. Синусоиды каждой частоты генерировались трехфазными генераторами, так что каждая синусоида была сдвинута относительно другой на 120 градусов. Так что вся модуляция производилась шестью синусоидами отличающимися по частоте и фазе, что хорошо "размазывало" весь сигнал. И если сигнал одиночной "скрипки" звучал не так правдоподобно, как у сэмплера, то с хорусом вполне себе сходил за хор струнных, если аккуратно пользоваться.

ГаринП.: помнится, мы с группой единомышленников пробовали сваять 12-фазный хорус, даже надёргали из Электроник05 блоков на БР1 достаточное количество, но до конца не воплотили, уж не помню почему. а интересно бы послушать. может, сейчас кто взялся бы? я бы даже финансово поучаствовал.

wk: Muztech пишет: модулировалась суммой из двух синусоид 0,5 и 5Гц. Синусоиды каждой частоты генерировались трехфазными генераторами, так что каждая синусоида была сдвинута относительно другой на 120 градусов. Так же организовано в Фаэми1М, Форманта ЭМС01 и еще в ряде стрингов. Я имел ввиду действительно псевдослучайный или случайный сигнал модуляции. Как если б сигнал модуляции получен в цепочке: генератор шума (Noise)===блок выборки хранения (Sample/Hold)===далее интегратор и возможно сглаживающий фильтр. Так мыслится, но возможны любые варианты: (суммирование большего кол-ва LFO, чем три и т.д......) Может в чем то и не прав, но при движении "волоса" смычка по струне, возникающее трение каждого отдельного волоска (в пакете из конских волос) по струне -является процессом случайным. Тафталогия про "волос" и волос, какая то получается. Но все равно, я это вижу так. Нет возможности проверить все вживую, -хреновое время настало для меня (негде заниматься всем этим). Так же готов поучавствовать финансово и комплектующими!!! КТО ПОДДЕРЖИТ И ВОЗМЕТСЯ СБЛИЗИТЬ СМЫЧОК И ЭЛЕКТРОННЫЙ МОДУЛЯТОР!!!!!

Blackbird: КТО ПОДДЕРЖИТ И ВОЗМЕТСЯ СБЛИЗИТЬ СМЫЧОК И ЭЛЕКТРОННЫЙ МОДУЛЯТОР!!!!! Совершенно бредовая идея делать это в аналоге увы .. Много наворотов а стабильности никакой да и полная реализация физики процесса ... В общем только в цифре можно что то такое сделать что можно будет потом использовать А вот как сделать 3-4x и еще сколькоугоднофазный генератор синуса да еще и перестраиваемый я знаю

Muztech: To WK От модуляции случайными или псевдослучайными колебаниями отказались давно, хотя эта идея постоянно где-то да возникала. Самое интересное, что нигде так и не была реализована. И понятно, почему: результат плохой, с реальными процессами имеет мало общего. А звук в скрипке генерирует не волос, а струна, все-таки.

wk: Blackbird пишет: Много наворотов а стабильности никакой Как раз стабильность модуляции -враг этому процессу!!! Blackbird пишет: как сделать 3-4x и еще сколькоугоднофазный генератор синуса да еще и перестраиваемый я знаю Это вообще не вопрос! Схем... -И-нет переполнен ими, да и в радиожурналах и подобных источника не раз об этом заходила речь, с конкретными схемами. Я вел речь именно об аналоговом варианте. Дома у меня пылится Korg Radias и поверьте звук подобный смычковым там есть и не в одном диаппазоне. Но, это цифра... Muztech пишет: А звук в скрипке генерирует не волос, а струна, все-таки. Не совсем согласен. В скрипке -да стуна, а струну возбуждает смычок. Если возбуждать струну не смычком {еще раз повторю, что там процесс возбуждения колебаний струны состоит из трения волоса смычка по струне (процесс трения волоса по струне имеет характер -случайный), а уж нота и некие тонкости, как вибрато, атака и др. параметры зависят от способа взятия ноты (нажим, скорость движения смычка, работа пальцев по грифу..... и тд.}, а другим способом: щипком, даже возбуждение электронным смычком (EBow) характер звука будет совершенно другой. Именно трение смычка по струне дает такой неповторимый звук. Именно этот вопрос и именно в аналоговом варианте меня всегда занимал с большим интересом. Только серьезно заняться этим не было возможности и времени, и если б я этим упорно занимался, все многочисленные попытки могли бы привести к общему знаменателю, под названием -ФИАСКО. Вполне допускаю и этот вариант. Но, может и превело бы в положительный результат!!!

ГаринП.: смычок закручивает струну,к-рая ведёт себя как торсион. затем струна раскручивается - происходит релаксация, затем процесс повторяется. это в общих чертах, сам принцип, нюансов очень много. так я думаю, случайные процессы имеют место только в начальной фазе, затем процесс стабилизируется. эти переходные процессы можно имитировать не синтезом исходного саунда, а наложением шума, скрипа, треска итп...

wk: ГаринП. пишет: смычок закручивает струну,к-рая ведёт себя как торсион. затем струна раскручивается ГаринП. пишет: случайные процессы имеют место только в начальной фазе, затем процесс стабилизируется Воздействие смычка на струну постоянно, в процессе извлечения звука, следовательно -он все время стремится струну закрутить в ту или другую сторону, а она совершает противодействие. Но,этот обоюдный процесс случайно-постоянен, пока происходит извлечение звука плюс к этому происходят некие изменения во времени. Всегда была у меня мечта: иметь свою комнату, где никто не достает... что бы там и проверять свои идеи и задумки. Много чего есть: комплектующих импортных и наших -сотнями, осцилов -4 штуки и прочие приборы и прочая дребедень, а вот заниматься негде и порой некогда. В общем -хреновая ситуация.

Muztech: Ребята, не нужно рассуждать о том, в чем, извините уж, не много представления имеете. Я все-таки связан по роду деятельности со ВСЕМИ традиционными инструментами, поэтому точно знаю, что в них источает звук и каким образом. Говоря о смычковых. Там не просто трение/шуршание смычком. Волос смазывается канифолью, которая повышает сцепление волоса со струною. При определенном давлении смычка на струну и его движении, волос мертво сцепляется со струной и тянет её. При некоторой силе оттяга струна срывается с волоса, её натяжение ослабляется и становится вновь достаточным, чтобы вновь сцепиться с волосом и опять начать оттягиваться. Вот и весь процесс колебаний, чья форма подобна колебаниям язычка в духовых инструментах, а именно - пилообразной формы. Как видите, никакого элемента случайности нет, иначе вместо точной ноты скрипач извлекал бы нечто неопределенное, шумоподобное. Ребята, в традиционных инструментах всё давным давно изучено и описано. Уж поверьте.

wk: Muztech пишет: Там не просто трение/шуршание смычком. Волос смазывается канифолью, которая повышает сцепление волоса со струною. Ну это известно многим с детских лет. Меня опять не поняли. Я веду речь в принципе про модуляцию полезного звукового сигнала (по скважности) или аналогично, (частоты) тактового генератора ПЗС, с помощбю LFO со случайной или псевдослучайной формой на выходе, а не про генерацию этого самого полезного сигнала. И аналогию скрипичного смычка я приводил от того, что цепляет волос струну всеми своими мнимыми точками каждый раз совершенно по разному по своей длинне, ну и ширине тоже (ИМЕЮ ВВИДУ именно "ВОЛОС"). И возбуждая колебания струны, я убежден в этом, -происходит некая модуляция этой самой струны все той же поверхностью волоса. А эта самая гибкая поверхность волоса, натертая канифолью имеет не совсем однородную структуру по всей длинне и ширине. Все вместе взятое и придает характерный звук смычковых.

wk: Еще: когда то в 80х играя в ВИА , ради интереса пробовали извлекать звук на гитаре смычком. И благодаря именно смычку звук приобретал совершенно другой характер (и не только из за атаки и затухания). Я думаю, многие могут вспомнить такие эксперементы.

wk: Вот, кстати Беларусская колесная лира использует для возбуждения струн то же самое трение. Но. там вместо смычка с набором конских волос натянутых, но поддатливых -используется деревянное колесо обтянутое кожей или тем же самым конским волосом. Поверхность колеса так же натирается канифолью. При вращении колеса рукояткой оно возбуждает струны, которые соприкасаются с ним. Такой инструмент часто использовался Ансамблем ПЕСНЯРЫ. Вот звук этого инструмента уже совершенно другой, чем то отдаленно похожий на звучание волынки, но все равно чувствуется принцип звукоизвлечения.

Blackbird: Как раз стабильность модуляции -враг этому процессу!!! дак враг то оно враг - я как то приводил уже один аналоговый чумодан . Дык создатели его говорили что перед концертом его надо было прогревать полтора часа а после того как звук нарулен - если кто то открывал дверь со сквозняком то ВСЕ приехали звук уплывал и не возвращался Тут проблема что если забабахать кучу аналоговых генераторов модулируемых друг другом сложными обратными связями то уезды схемы будут сильно усугубляться с температурой и "держать эффект" не будет нормально . Вот я про что . Цифра в этом отношении веселей ..

Muztech: WK, я как раз понял, что хотел сказать. Я же хотел сказать (тоже прошу понять), что эти рассуждения неверны. Есть такой курс "Музыкальные инструменты и музыкальная акустика", преподают в консерваториях, там всё описано. Если что и есть в смычковых случайного, так это настолько мизерная величина, что не стоит траты на неё времени. Конкретно у скрипки колеблющееся тело это струна, её участок со своими массой, длиной и гибкостью, издающий колебания определенной частоты, которые возбуждаются и поддерживаются смычком (в скрипке, гитаре, пиле, арфе колесной лире и пр.). Случайные процессы здесь просто вредны и ведут к деградации звука или просто невозможности его генерации. Про случайную модуляцию скважности, частоты, времени задержки и прочего я тоже всё понял, но и сказал, что от этого тоже отказались, ибо периодическая модуляция гораздо лучше симулирует расстройку и хоровой эффект, чем случайная.

ГаринП.: >Ребята, не нужно рассуждать о том, в чем, извините уж, не много представления имеете. Владимир, я могу надеяться, что не подпадаю под этот призыв, т.к. чуть выше я описал ровно то, о чем Вы (разумеется всё правильно) сказали, а именно - закручивание с последующей релаксацией и всё заново? классический принцип возбуждения пилообразных колебаний с соответствующим достаточно богатым спектром. надеюсь на понимание, дешёвых понтов у меня нет, но принципы железобетонны

wk: Blackbird пишет: Дык создатели его говорили что перед концертом его надо было прогревать полтора часа а после того как звук нарулен - если кто то открывал дверь со сквозняком то ВСЕ приехали звук уплывал и не возвращался Вы приводите пример не совсем тот. Речь идет не об основных тоновых генераторах (они то как раз должны быть стабильными), а генераторах модуляции и именно для модуляции "звука -стринг".

wk: хорошо, принимаю все доводы, что бы дальше не мучать эту тему. Надеюсь на лучшее, что у меня появится возможность позаниматься практически этой темой модуляции, дабы утвердиться, или опровергнуть себя. В любом случае, даже негативный результат -это положительный результ для приобретения опыта. Всем удачи и хорошего настроения.

Muztech: ГаринП, я не имел никакого желания кого-нибудь обидеть, здесь не те люди собрались. В данном конкретном случае меня смутило, конечно, слово "скручивание" применительно к струне. Что похоже в моем понимании на "торсион". Мы, похоже, просто одно и то же разными словами описали. Wk, в известном месте при разработке сам понимаешь чего мы долго искали варианты получения унисонных и хоровых эффектов. Изучали патенты. Попадались и с модуляцией случайным образом. Помню, даже макетировал что-то. Помню точно: нет ничего противнее, чем частотная модуляция случайным образом. В зависимости от частоты модуляции и ощущения разные. Если модулировать шумовым напряжением, частота генерации постепенно размазывается в шум при увеличении глубины ЧМ. А при ограничении частоты, скажем до 5-10Гц, звук становится похож на назойливую муху или комара над ухом. Музыкальности ну никакой, как и унисонного эффекта. Можно этот эффект смоделировать в Поливоксе, в нем Модулятор выдает и шумовое, и случайное напряжения, их можно подать на Генератор. Так что незачем специально что-то макетировать.

Blackbird: Если модулировать шумовым напряжением, частота генерации постепенно размазывается в шум при увеличении глубины ЧМ. А при ограничении частоты, скажем до 5-10Гц, звук становится похож на назойливую муху или комара над ухом. Музыкальности ну никакой, как и унисонного эффекта. Может модулировать в зависимости от громкости исходного звука каждый раз в период пауз меняя коэффициенты модуляции ? Или надо найти комбинированныый метод ? Я к чему на ютубе видел примеры VST плагинов (которые можно купить а вот ломаных и с кряками я что то не нашел) которые придают вокалу нормальное хоровое звучание очень похожее на настоящее . Еснно как конкретно они это делают не говориться . Но судя по выходу - задержкой то они точно играют

wk: Muztech пишет: их можно подать на Генератор Нет, не на генератор. В Поливоксе сначала сделать маленький модинг: возможность модуляции скважности импульса VCO, то есть реализовать режим PWM и эксперементировать именно с этой модуляцией (PWM). Тональность генератора, как раз оставить в покое. Я это и пытался во всех постах донести.

Muztech: С модуляцией скважности понятно, но не лучше, чем ЧМ. "Эффект мухи" обеспечен тоже. Кроме того, нужна переменная глубина модуляции: к низким частота меньше, к высоким больше. Лучше уж просто модулировать периодическим сигналом, синусом или треугольником, но тоже с переменной глубиной, иначе на низких частотах глубокая модуляция воспринимается, как фальш.

wk: Muztech пишет: Кроме того, нужна переменная глубина модуляции: к низким частота меньше, к высоким больше. Здесь полностью согласен!!!

Muztech: Владимир, хочу еще раз подчеркнуть, что в колебаниях музыкальных инструментов случайности практически нет. Даже когда имеем хор скрипок (больше двух), мы имеем сумму периодических сигналов, случайность которых состоит только в том, что фазы их колебаний никак не корелированы, а также моменты возникновения и окончания колебаний, приёмов игры. Меня вот больше интересует, как переменная скважность приводит к хоровому эффекту? За счет каких таких процессов, явлений? Почему одинаковая глубина модуляции на низких и верхних частотах имеет разную кажущуюся расстройку? Кто что думает, интересно?

wk: Не силен в психоакустике, но я думаю периодическое изменение сважности прямоугольника, -равносильно изменению фазы сигнала, при этом дополнительно меняется и спектр выходноко сигнала, обогащая или обедняя его гармониками. Вы, уж точно больше об этом знаете. А, это переодическое или произвольное изменение фазы на слух воспринимается как унисон. В унивайбах, даже есть переключатель -вибрато/хорус, которым отключается прямой сигнал и без прямого сигнала звук на слух воспринимается с частотным вибрато. Так же и при отключенном прямого сигнале, в гитарных флэнжерах и хорусах. В 80х, когда у меня не было доступа к БР-кам, я так и реализовал стринговое звучание. С делителя меандр шел сначала на вход ячейки "НЕ" через кондер, туда же через резистор подавался сигнал модуляции с LFO. Еще одним резистором вход был соеденен с землей. На выходе получал переменную скважность. Использовал сначала "2И-НЕ" затем упростил -просто "НЕ" (все из серии К155). Все номиналы приходилось подбирать опытным путем. Далее сигнал шел на манипулятор. Звук при этом был достаточно ровный, без неприятных бульканий. Позже, когда уже бросил этим заниматься понял, что для усиления эффекта надо было использовать и прямой сигнал. А эффект унисона я обнаружил тогда случайно. при перестройке прямоугольника на нужную частоту в генераторе Г3-36А. Генератор был старый и нужная частота устанавливалась не сразу, после отпускания ручки (крутилки) и он еще зурнил какие то доли секунды. вот после этого стал ломать голову, как добиться такого звука.

Muztech: Так, одно мнение принято. Подождем еще. Единственное замечание к твоему, Владимир, выводу насчет фазы. Для хоровых вариаций фазой нужна не столько фаза (на медленном изменении фазы вообще ничего не заметно), а угловая скорость её изменения. Тогда как хоровой эффект на изменении скважности заметен даже на очень медленном её изменении, особенно в нижнем диапазоне.

Виктор_А_Н: Не углубляясь в теорию... Один из признаков унисона - биения. Взаимодействуя с основным сигналом, биения периодически изменяют спектр. ШИМ тоже периодически изменяет спектр.

Muztech: Принимается, спасибо.

ГаринП.: > как переменная скважность приводит к хоровому эффекту? вобщем Виктор и Владимир wk пояснили суть, немного добавлю своих наблюдений. что будет, если взять обычный прямоугольник (пусть меандр), прогнать через управляемую ЛЗ с хорошей характеристикой АЧХ (ну, чтобы форма не изменилась) и затем суммировать их? получится наползание одного прямоугольника на другой и ползание задержанного по исходному. визуально это будет как изменение скважности исходного, но задержанный будет достраивать его ещё и по амплитуде - ступенькой сверху. так вот, если как бы ограничить, т.е. обрезать эту сумму по уровню не выше исходного - получим именно ШИМ. обрезание( ) даёт как бы и уширение спектра, но этим можно пренебречь. а натуральный хоровой эффект и есть - когда имеются близкие по форме звуки с немного разными частотами (ну это понятно), которые при наложении дают картину, подобную описанной выше, с той лишь разницей, что прямоугольник легче в представлении. вобщем, как-то так. а что касается различного восприятия на разных звуковысотных диапазонах, то тут теория по психоакустике от Володина в помощь - там всё очень подробно и доходчиво объяснено.

Muztech: С теорией Володина не знаком.((( Впрочем, психоакустикой много кто занимался и сейчас занимаются. У меня вот такие соображения. Как известно, в спектре сигнала прямоугольника определенной скважности отсутствуют гармоники, кратные величине скважности. Например, при скважности 2 (меандр) в спектре только нечетные гармоники. При непрерывном изменении скважности непрерывно исчезают и появляются гармоники, расположенные недалеко друг от друга по частоте. Например, 1250 и 1200Гц для частоты первой гармоники 100Гц, а разница в 50Гц для этих частот это примерно 4%. Слух не может быстро адаптироваться ни к одной из частот, поэтому воспринимает обе, как две одновременно звучащие. А 4% это уже почти фальшь, ибо полутон это 6%. А поскольку спектр протяженный, таких рядом стоящих гармоник много, в низких нотах их больше, в верхних меньше, потому и "расстройка" в верхних регистрах меньше. В одной из последующих предполагаемых модификаций Поливокса большей простоты предлагался один VCO вместо двух, но с той же схемой двухголосия и даже с тем же переключателем 1-гол./2-гол. Просто в режиме 2-гол. на VCO подавалось попеременно два напряжения для верхней и нижней нот с частотой модулятора. Во-первых, при этом хорошо имитировалось звучание ксилофона/вибрафона/маримбы, а, во-вторых, при частоте переключения ок. 5Гц ухо начинало слышать два голоса одновременно (две нажатые клавиши), но с амплитудной модуляцией (тремоло).

wk: Хотел написать про медленную адаптацию слуха, но так и не решился. Решил прежде почитать посты. Спасибо

Muztech: Есть справочные данные про время, необходимое слуху для определения высоты звука. G1 (контроктава) 0,080сек g (малая октава) 0,035 h2 0,015 h3 0,013 h5 0,018 es6 0,030. Вряд ли кому пригодится, просто всегда записывал какую-нибудь интересную информацию, когда попадалась.

wk: А, мне кажется, Вам уже давно пора обобщить, Ваши знания и опыт, и другую полезную информацию в своей будущей книге. Пора, уже пора!!! И написать ее в популярном стиле, как многие зарубежные авторы полезных книг -справочников по электронным схемам и практическому применению микросхем, но уже по теме синтезаторов. Когда то это Вами было обещано! Ждем.

Виктор_А_Н: > при этом хорошо имитировалось звучание ксилофона/вибрафона/маримбы Володя, а демонструшки есть? Интересно было бы послушать. Скажите, это только у меня цитирование не работает?

Muztech: Виктор, какие "демонструшки" с военного завода почти 30-летней давности? Это же годы так... конец 80-х. В КБ макет соберем, отладим, схему зарисуем и- вперед к новым свершениям! Цитирование у меня тоже не работает (или я чего не то делаю). wk Я начал было писать, да бросил.

Muztech: Да, как работает одногенераторная двухголосная схема легко имитируется на Поливоксе. На Модуляторе ставится Форма Прямоугольник, на Генераторе 1 с помощью ручки Модуляция устанавливается такая глубина, чтобы звучал интервал (терция, квинта, кварта и т.п.). Из-за того, что прямоугольник имеет только одну полярность - положительную - всегда к нижней ноте будет добавляться интервал вверх (вплоть до октавы). Если Генератор 2 отстроить тоже в какой-нибудь интервал относительно Ген. 1, а модуляцией Ген. 2 установить свой интервал, выбрать частоту ок. 5Гц, а еще и добавить чуть ревера, вообще услышим аккорд из 4-х нот на любой клавише. Звучит очень красиво.

Виктор_А_Н: Да, так мы тоже баловались. Только нельзя сыграть мелодию, в которой все ноты будут с таким "розливом". А существенно увеличивать частоту модуляции я не попробовал, хотя и задумывался об этом.

ГаринП.: вот по поводу написания книг, о чём уже не раз поднимался вопрос на форуме. дело это, конечно же, нужное, но очень не простое по многим причинам. но можно сделать коллективный труд, по принципу вики-, тоесть большое количество статей по разным вопросам от разных авторов. тут есть варианты - или по тематикам, или по авторству, или ещё как. статьи могут быть связаны или путём ссылок, или через каталог-навигатор. вобщем, есть смысл подумать и обсудить. пусть пишут все, кому есть что поведать. конечно же, должен быть кто-то, кто возьмёт на себя труд редактирования и оформления.

Polivox Lab: В Поливоксе на обоих генераторах выставляем Saw. Можно применить небольшую расстройку между генераторами(сколько сейчас не скажу-есть проблемы со строем второго генератора, но вероятнее всего менее четверти тона(~20 центов). Устанавливаем медленную атаку. Послезвучие. Немного lfo. Cрезаем фильтр. Понадобится хорус, но если его нет можно использовать что то другое(У меня флэнджер электроника фл-01). Идеально - хорус+реверб+фэйзер(фаза)+фэйзер для эффекта вибрато.

Polivox Lab: Чтобы активировать кнопку цитирования зайдите в профиль-->настройки-->экономия траффика. Уберите галочку "убрать форму добавления ответа на отдельную страницу"-->введите пароль для подтверждения -->редактировать профайл.

Виктор_А_Н: галки нет. Кнопка активна. Просто при её нажатии в окно ответа ничего не переносится.

Polivox Lab: выделите синим нужный вам текст->Ctrl+C->кнопка цитата. В диалоговом окне появится что-то вроде: Qwerty пишет: [//quote] ->вставьте(Ctrl+V) текст между скриптами [//quote].

wk: ГаринП. пишет: большое количество статей по разным вопросам от разных авторов. тут есть варианты - или по тематикам, или по авторству Отличная идея!!! Я за! И где это можно выразиться или поделиться памятью из прошлого, может выложить некоторые идеи в небольших зарисовках и схемках. Возможно ли это сделать на этом форуме в конкретно созданной теме? Какие у кого соображения?



полная версия страницы