Форум » Советские инструменты » Статьи, рассказы, конструкторов из интернет. » Ответить

Статьи, рассказы, конструкторов из интернет.

Geo: Народ это место не для срача! Здесь будем выкладывать воспоминания и тому подобные тексты найденные в интернете. Ну или сами авторы инструментов ОПЕРЕДИВШИЕ СВОЁ ВРЕМЯ (Грибер Альфред Михайлович) 1-го марта 1980 года наша лаборатория электромузыкальных инструментов была преобразована в научно-исследовательский отдел товаров народного потребления (НИО-17) Специального конструкторско-технологического бюро (СКТБ) производственного объединения (ПО) "Электроизмеритель". Наш отдел теперь состоял из нескольких лабораторий и секторов. Увеличился штат отдела за счёт новых сотрудников. Появились новые электромузыкальные инструменты - электронный аккордеон "Эстрадин-8А", электронный баян "Эстрадин-182", электронный музыкальный синтезатор "Эстрадин-230", электронный орган "Солярис" ("Эстрадин-314"). Для тех читателей, кому эти названия ничего не говорят, я приведу некоторые характеристики данных инструментов. Электронный аккордеон "Эстрадин-8А" и электронный баян "Эстрадин-182" были разработаны как унифицированные инструменты. У них было по два небольших электронных блока и две педали. Было три канала образования тембров - оркестровые микстуры, аккомпанемент и синтез-регистры. Из звуковых эффектов присутствовали частотное вибрато, послезвучие, перкуссия, повтор, "вау"-эффект, звуки ритмического сопровождения (барабан, щётки). Электронный музыкальный синтезатор "Эстрадин-230" был предназначен для создания различных звуков в широком диапазоне частот. Это был мелодический (монофонический) инструмент с неограниченными тембровыми возможностями. Он мог воспроизводить любые звуки и шумы. Электронный орган "Солярис" ("Эстрадин-314") представлял собой компактный инструмент с клавиатурой в 4 полные октавы, который обладал чистым звучанием и позволял добиваться как очень мягких, так и очень звонких тембров. Из звуковых эффектов присутствовали глиссандо на две октавы вниз, фильтр для регулировки всех составляющих звука, частотное вибрато, тембровое вибрато, послезвучание, бриллианс для повышения общей яркости звучания на всех регистрах, подстройка диапазона в полтора тона. Мы осторожно назвали этот инструмент электроорганом. Но по сути, это был первый советский полифонический синтезатор, который очень экономичными, я бы сказал, даже скупыми средствами позволял достичь эффектов звучания синтезатора. Это сразу заметили эксплуатирующие "Солярис" музыканты, которые назвали его "волшебным инструментом". Кроме того, в советское время это был самый недорогой полифонический электромузыкальный инструмент, доступный даже школьникам. Моя работа в НИО-17 была разноплановой. Как музыкант я участвовал в разработке всех музыкальных параметров, характеристик и эффектов наших инструментов, в настройке их звучания, в проверке их работоспособности, а затем в демонстрации их работы на показательных различных выступлениях: концертах, выставках, ярмарках, конференциях, торжественных мероприятиях. Как филолог я разрабатывал всевозможную текстовую документацию на электромузыкальные инструменты: технические задания, технические условия, руководства по эксплуатации, руководства по ремонту. Это требовало от меня не только литературного мастерства, но и знания всех нормативных документов - ГОСТов, ОСТов, всяческих инструкций и положений. Как инженер-конструктор я выполнял различные технические задания, связанные с разработкой, настройкой, проверкой и внедрением в жизнь наших электромузыкальных инструментов. И если бы меня тогда спросили, что берёт надо мной верх, то я бы ответил так: - Раньше, безусловно, музыкант. А теперь две профессии - музыкант и инженер-конструктор - стали для меня одинаково важными. Со мной в одной комнате работал Яша Тененбаум, который был, не только по моему мнению, асом цифровых схем. Мы с ним работали вместе ещё над авторитмом "Эстрадин-11". Я тогда разрабатывал музыкальные ритмы в 16 различных вариантах, а Яша их успешно воплощал в цифровые схемы. Мне нравилось с ним работать, потому что он был очень серьёзным, ответственным, думающим и, самое главное, талантливым человеком и инженером. А ещё Яша был хорошим товарищем все те годы, что мы провели вместе с ним в лаборатории. Когда в нашем отделе началась разработка нового электронного баяна высшей категории "Орион" ("Эстрадин-084"), одной из задач, которая встала перед нами с Яшей, была система аккомпанемента. Планировалось, что в тракте аккомпанемента будут звучать басы (бас-гитара, контрабас, баян), аккорды (ритм-гитара, пиано, баян), арпеджио (пиано) и ударные (большой барабан, малый барабан, бас-том, альт-том, тарелка, хет). Все эти звуки должны были звучать в 16 запрограммированных ритмических рисунках (марш, диксиленд, босанова, танго, латин, афро, блюз, диско, рок 1-4, вальс 1-2, слоу-рок, свинг). Предусматривались следующие режимы работы тракта аккомпанемента: - исполнительский (басы, аккорды, большой барабан, хет); - полуавтоматический (басы, аккорды, автоматическое воспроизведение ритмов ударными); - автоматический (автоматическое воспроизведение ритмов ударными, басами, аккордами и арпеджио). Просматривая патенты, я выяснил, что автоматический режим аккомпанемента разрабатывался в разных интерпретациях и в СССР, и за рубежом. Он применялся, как правило, в электроорганах. Основной недостаток подобных систем состоял в том, что басовый аккомпанемент, который во многом определяет музыкальную ценность ритмического рисунка, был очень беден и в значительной степени не зависел от исполнителя. Продолжение http://zhurnal.lib.ru/g/griber_a_m/

Ответов - 49, стр: 1 2 3 All

Serquel: Да, шланги просто гениальные. Сейчас как оборудование для фриков может прокатить. Я слушал только 2 аналоговые самоиграйки - hohner и еще итальянскую какую-то - не мог приложить их авторитмы никуда. Очень специфично и убогонько весьма.

Виктор_А_Н: Polivox Lab пишет: я почитал немного.. еврейские анекдоты да уж! Особенно интересно это читать тем, кто там был. Здесь уже было дипломатичное высказывание на эту тему. Кстати, об электробаяне. Почему никого не волнует вес изделя? Музыкантов, помню, мягко сказать, волновало.

Geo: Виктор_А_Н пишет: Кстати, об электробаяне. Почему никого не волнует вес изделя? Музыкантов, помню, мягко сказать, волновало. Это скрытая задумка! Придет с работы тракторист, кузнец.. хлопнет 100грамм законные, сядет на заваленок и начнет баяном качаться Хилым музыкантам не место на советской эстраде, а если завтра Война?


Ruskeys: Мне кажется тех кто выпускал тогда советское оборудование никак не волновал вес - вспомним Форманта ЭМС-01, Электроника ЭМ-003, РМИФ TI-3, тот же Мануал!!!! у последнего вообще был чудо чемодан (жесткий кофр) инопланетной геометрической формы)) туда и железная подставка по моему укладывалась) Сколько это все весило музыканты могли не только представить!

Игорь: у меня hohner начала 70-х с ритмсекцией ну тоже ужасно звучит. никак не могу понять - ну почему так? заставить ритмбокс звучать красиво это крайне несложная задача. такое впечатление, что их спецом ухудшали.

Serquel: ЭМС-01 вообще чудо компоновки, всего 25 кило! Его вполне можно поднять! А вот гроб с Юностью-73 и ее ногами - это да, ребятки, это пипец! 73 килограмма. Вот чем обусловлен нумер! Сейчас уложил в коробочку Форманту УДС и к ней до кучи Лель УДС (все с блинами и стойками). Еле поднял. Там все 50 кило точно. На антресоль одному не положить.

Игорь: да, 73-я Юность это супертяж! Родез столько же весит))

Ruskeys: А у нас в ансамбле в 80х было 2 Юности - 73 и 75, как известно у них панели управления различны, у одной вертикально у другой сверху горизонтально, чтобы было "круто" мы поставили их одна на другую и соединили внутри болтами, соотв Юность-75 была сверху, а 73-я под ней... получился двухмануальный агрегат на одной стойке! теперь можете представить сколько это все весило? хотя вспоминаю что проблем особо не было - взяли в двоем и понесли) (на конкурсы ВИА))

Serquel: Да, Женя, помню, помню Ваш рассказ! Если бы Эмерсон вместо Хаммонда заваливал на себя Юность - погиб бы давно, бедняга!

sea: Копипаст с радиолюбительского сайта Жил старик в Москве..... "Жил старик в Москве в страшной клопиной коммуналке напротив Черемушкинского рынка. Когда соседям понадобилась его жалкая каморка, они в отсутствие старичка разгромили его имущество, разломали вещички, уничтожили записи. Старичок вынужден был переехать к дочери, но так от всего этого занемог, что, как следовало ожидать, вскоре и умер. К радости соседей по коммуналке: комнатушка-то освободилась. Жилплощадь. Попользовался, и хватит. Ну и что? - спросите вы. - История-то обыденная. В коммуналках еще не то бывает, соседи могли старичка и вообще тово+ Вы подумайте - они сколько ж времени ждали, пока его квадратные метры освободятся, сами уж состарились. А старичок, может, еще и понаехал откуда-нибудь. А старик был не просто так дедушка, каких тыщи в коммуналках доживает. А был это Лев Термен. ТОТ САМЫЙ ЛЕВ ТЕРМЕН! Лев Термен умер в 93 году в нищете и в безвестности, затравленный соседями в коммуналке. Легендарный Термен! Самое широко известное его изобретение - терменвокс, который понравился Ленину. Игра на терменвоксе заключается в изменении музыкантом расстояния от его рук до антенн инструмента, за счет чего изменяется емкость колебательного контура и, как следствие, частота звука. Вертикальная прямая антенна отвечает за тон звука, горизонтальная подковообразная - за его громкость. Для игры на терменвоксе необходимо обладать идеальным слухом, так как во время игры музыкант не касается инструмента. Но не только терменвокс... Он изобрел: 1. Группу электромузыкальных инструментов: -- терменвокс -- ритмикон -- терпситон 2. Охранную сигнализацию 3. Уникальную систему подслушивания "Буран" 4. Первую в мире телевизионную установку -- дальновидение работал над: -- системой распознавания речи -- технологией заморозки человека -- идентификацией голоса в криминалистике -- военной гидроакусткой. Уже в 26 году он демонстрировал в Кремле телевидение. В то время создавались телевизоры с экранами размером со спичечный коробок, а его телевизор имел огромный экран (1,5 х 1,5 м) и разрешение 100 строк. В 1927 г. ученый демонстрировал свою установку советским военачальникам К.Е. Ворошилову, И.В. Тухачевскому и СМ. Буденному: государственные умы с ужасом наблюдали на экране Сталина, идущего по кремлевскому двору. Эта картина так их напугала, что изобретение тут же засекретили+ и благополучно похоронили в архивах, а телевидение вскоре изобрели американцы. http://www.youtube.com/watch?v=FWTWf...layer_embedded http://www.youtube.com/watch?v=zVI9X...eature=related Термен сразил мировую научную общественность своим терменвоксом, на котором он сам (а он помимо физики еще закончил консерваторию) давал концерты классической музыки. "Небесная музыка", "голоса ангелов" -- стонала от восторга буржуазная пресса. СССР получил заказы от нескольких фирм на изготовление 2000 терменвоксов с тем условием, что Термен приедет в Америку курировать работы. Но вместо одного задания Лев Сергеевич получил два: одно от наркома просвещения Луначарского и второе - от военного ведомства. Концерты Термена прошли в Чикаго, Детройте, Филадельфии, Кливленде, Бостоне. В его студии бывали Джордж Гершвин, Морис Равель, Иегуди Менухин, Чарли Чаплин, Альберт Эйнштейн. В круг его знакомых входили финансовый магнат Джон Рокфеллер, будущий президент США Дуайт Эйзенхауэр. Лев Сергеевич музицировал с Альбертом Эйнштейном! Это был дуэт скрипки и терменвокса. Эйнштейн был увлечен идеей соединить музыку и пространственные образы. А Термен придумал, как это сделать: изобрел светомузыкальный инструмент ритмикон. Разразившаяся на рубеже 30-х годов "великая депрессия" разорила многих. Но не Термена: у изобретательного ученого был еще один козырь - охранная сигнализация. Датчики Термена отрывали с руками. Их установили даже в тюрьме Синг-Синг и в форте Нокс, где хранился американский золотой запас. Тысячи американцев с энтузиазмом принялись учиться игре на терменвоксе, и корпорации "Дженерал электрик" и RCA (Radio Corporation of America) купили лицензии на право его производства. Термен к середине 30-х годов был включен в список двадцати пяти знаменитостей мира и был членом клуба миллионеров. В процессе концертирования он увлекся Лавинией Вильямс и женился на ней. Увы, она была темнокожей, и по тем временам такой брак считался неприличием. Расисты Америки закрыли перед ним двери своих салонов+ Политкорректность тогда еще не придумали. Возможно, Термену любовь прекрасной Лавинии была дороже, чем общение с Рокфеллерами. Но+ Помимо концертов и контрактов на терменвокс он еще выполнял то самое второе задание: занимался шпионажем в пользу СССР. Женитьба на мулатке лишила его информаторов. А это вызвало гнев советской разведки. Он был срочно вызван в СССР, а Лавиния должна была приехать вслед за ним. Когда за ним пришли, у нее сложилось впечатление, что его увели насильно, но кто б ее стал слушать. Больше они не виделись. Никогда. В Москве его арестовали как "невозвращенца", и через месяц умелой обработки социалистической законностью на Лубянке Лев Термен признался во всем. Например, в том, что вместе с группой астрономов он планировал убийство Кирова. Версия была такая: Киров (который к тому времени был уже давно мертв!) собирался посетить Пулковскую обсерваторию. Астрономы заложили фугас в маятник Фуко. А Термен радиосигналом из США (!!!) должен был взорвать его, как только Киров подойдет к маятнику (!) . Следователя не смутило даже то, что маятник Фуко находится не в Пулково, а в Казанском соборе. Льву Сергеевичу дали восемь лет и отправили на Колыму. В лагере он немедленно изобрел самоходную тачку на монорельсе, и его вскоре забрали в так называемую "шарашку" Туполева, где у него в ассистентах был Сергей Павлович Королёв. Началась война, и он разработал оборудование для радиоуправления беспилотными самолетами и радиобуи для военно-морских операций. Но не только. Еще Термен в этой шарашке разработал знаменитую систему подслушивания "Буран". Говорят, она до сих пор используется. Венцом этого творения стало деревянное панно, которое американскому послу подарили советские пионеры. Панно повесили в кабинете посла, и вскоре стали искать, откуда происходит колоссальная утечка информации. Только семь (!) лет спустя в этом панно обнаружили цилиндр с мембраной. Еще полтора года инженеры американской разведки бились над загадкой - что это такое?.. А оказалось, что из дома напротив на окно кабинета направлялся луч, а мембрана, колебавшаяся в такт речи, отражала его назад. Вместе с речью, которая и записывалась. В дальнейшем Термен еще улучшил изобретение: можно было обходиться даже без мембраны, ее роль выполняло оконное стекло. Советские власти так обрадовались этому полезному изобретению, что наградили Термена Сталинской премией 1 степени прямо в тюрьме. А потом даже и выпустили, что было просто выдающимся актом гуманизма и торжества столь милой некоторым социалистической законности. И даже осчастливили его двумя комнатками той самой "бесплатной жилплощади". Ну кто же не согласится, что две комнатки Льву Термену дали бесплатно? Конечно же его буквально одарили. Разве он наработал для этой страны на две комнатки? В 60-е годы Л. Термен снова хотел было заняться электронной музыкой, но какое-то партийно-гебешное мурло просто плюнуло ему в глаза, указав, что "электричество существует, чтобы казнить предателей, а не для того, чтобы создавать музыку". Вот такие мыслители решали судьбу науки в стране вообще и гениального изобретателя Термена - в частности. Конечно, он оставался сугубо засекреченным и продолжал работать на разведку, потому что больше никуда его на работу не брали. Сначала занимался военной гидроакустикой, а потом ему поручили разработать "устройство для поиска летающих тарелок". Такой идиотизм его совершенно не вдохновлял, и в 64 году он наконец ушел из органов и стал тихо-мирно работать в акустической лаборатории Московской консерватории. Да так бы и работал, если бы корреспонденту "Нью-Йорк Таймс" не приспичило сделать о консерватории репортаж. И там корреспондент наткнулся на Льва Термена. Весь мир был уверен, что он погиб в 38 году, смолотый мясорубкой миллионных репрессий. Когда в США узнали, что великий Термен жив - это была бомба. Сенсация. Ахтунг. Абзац. Научная общественность Америки и Европы буквально взревела. К Термену хлынула лавина писем от ученых, коллег, к нему толпой ломились репортеры и телекомпании! Его приглашали в Стэнфорд, в Париж, в Голландию, в Швецию! Руководство консерватории так перетрусило от всего этого, что... Термена просто уволили, а его аппаратуру и разработки - вышвырнули на помойку. А разрабатывал он синтезатор, который вскоре успешно и разработала японская Ямаха , заработав на этом миллионы и миллионы! И последующие 25 лет великий ученый, по таланту не уступавший наверное самому Леонардо, легендарный изобретатель, которого хвалил Ленин и уважал Эйнштейн - работал механиком 6 разряда в какой-то заштатной лаборатории. Жил с семьей в двухкомнатной квартире, смотрел, наверное, телевизор - который ему не дали изобрести -, а по телевизору концерты рок-звезд на синтезаторах Ямаха. Дочери выросли, завели свои семьи, и в маленькой двухкомнатной квартире на Ленинском проспекте жили пятеро - Л. С. Термен, дочь Наталья с мужем и двумя детьми. С большим трудом ему удалось получить еще одну комнату в клопиной коммуналке, где его и затравили соседи". __________________ 73! Александр (UA0AAM)

Muztech: В Википедии все это вывешено. Дословно.

Serquel: Какой позор! Как стыдно за страну.

Muztech: Хорошая статья здесь: http://www.x-libri.ru/elib/smi__329/00000001.htm

Виктор_А_Н: Ответ Ruskeys, в развитие темы http://ruskeys.forum24.ru/?1-0-0-00000088-000-10001-0-1300963804 С электромузыкой я знаком со школьных (шестидесятые годы) лет. Делали с друзьями эл.гитары, усилители, колонки и пытались на всём этом играть. Потом, в студенческие годы стали потихоньку покупать настоящие инструменты и аппаратуру. Мне, например, купили чешскую гитару Jolana Star 5. Всё это (в том числе и та самая Юность )требовало обслуживания и ремонта, чем я достаточно успешно и занимался. Параллельно я увлекался домашней звуковоспроизводящей и записывающей аппаратурой. Практически вся импортная бытовая электроника в нашем городе, требующая ремонта стала попадать ко мне, много лет я занимался этим практически монопольно. Будучи знакомым с импортной техникой с юности, я совершенно утратил технический патриотизм, чем многие годы раздражаю всевозможных "специалистов" и самоуверенных работников оборонных предприятий А на производство ЭМИ я попал не потому, что собирался разрабатывать какие бы то ни было изделия. Там начали выпускать электроорган Ритм и нужен был человек, способный "оживить" вновь изготовленное изделие. Пока их были единицы, их худо-бедно доводили до состояния работоспособности, но когда изделий стало больше, понадобился такой чнловек. По этой работе я стал часто бывать в НИКТИМП и на разных мероприятиях и выставках, связанных с электромузыкой. На изготовление синтезатора меня подвиг приятель-музыкант. Об этом я уже где-то здесь писал. Про Ритм-2 я писал более чем подробно. Не знаю, чем ещё доказать свой приоритет на него, ни патент, ни авторское свидетельство не оформлялись. Вся затея с синтезатором в тот момент казалась баловством. А когда начали, что называется, ставить изделие на производство, стало совсем не до того. Утверждения, согласования, документы, изменения... Оказалось, всё это значительно обременительнее, чем разработка самого изделия. Ритм-2 собран из отечественных радиоэлементов только потому, что импортных в производственных масштабах тогда добыть было просто невозможно, тем более, официально. Естественно, играя сам, эксплуатируя и ремонтируя звуковую технику, все эти годы я слушал музыку. Собственно, слушал музыку я с детства. Папа тоже ремонтировал электронику, аппаратуры в доме всегда было предостаточно. Слушал я её весьма пристрастно, анализируя в меру своих познаний и саму музыку, и звучание инструментов, и звукорежиссуру. Звучанию электромузыкальных инструментов во все времена уделял особое внимание. Ворвавшийся на эстраду и в фонограммы грубый и механистический звук Юности стал олицетворением "советского" стиля звучания. И тем не менее, многие ансамбли предпочетали записываться с совершенно иначе звучащим эоектроорганом. Кто в состоянии, вспомните, какой в своё время фурор произвело звучание Песняров, немалую роль в котором сыграли звуки электромузыкального сопровождения. Прочитав всё это, возможно, кто-то поймёт, почему я не преемлю звук электрооргана Юность.

triton: А можно покороче тексты? А то я, блин, плохо и медленно читаю... Прошу прощения у своего друга Виктора_А_Н, это не в его огород камешек.... Я вот для примера напишу коротко: Мы у себя в Туле делали синтезатор Каданс С-12. там 8 плат в 2 ряда и через разъёмы все на толстенном кабеле по всей длине корпуса... Опытный образец сделали и отдали на растерзание технологам... Те сделали оснастку и стенды для изготовления этих кабелей и их было сделано приличное количество... А мой приятель в конструкторском взял и "удлинил" корпус синтезатора на 5 см, чтобы платы вставлялись посвободнее... ... через мать-пере-мать я эти кабеля потом вдогонку за ним "удлинял" на эти 5 см...

triton: Опытный образец Каданс С-012 ... все печатные платы, плата процессора, памяти, портов, таймеров и прочего ливера были вырезаны ножом... ... без всякого хлорного железа... О фотошаблонах, металлизации и т.д. Тульская "Мелодия" еще не знала... ))))))))

Ruskeys: Этот клип посвящён 55 летию со дня основания завода "Электроизмеритель" и 25-летию начала производства электробаяна "Орион". Песня написана житомирянами В.Кушнирчуком, текст Е.Архипенко. http://www.youtube.com/watch?v=qXW0Ccz20c4 В честь этих событий прошлого в г.Житомире пройдет концерт электронного баяна для бывших работников завода, по этому поводу из Израиля приезжает баянист Альфред Грибер-Эстрадин. Концерт состоится 18 июня в 16-00 в Доме Культуры г. Житомира.

sergioavia: А кто не сможет присутствовать- маэстро Альфред Грибер исполняет для вас популярные мелодии на электробаяне «Эстрадин-8Б», («Мелодия», 1976 год).

sea: да, 73-я Юность это супертяж! Родез столько же весит)) Странно. Тут такая информация, что он весит 40 кг. Но почему-то тот, что у меня - всего 26!?

Ruskeys: Видео юбилейного концерта 55-летия Электроизмерителя, играет А.Грибер и другие участники - http://tvradiozt.com.ua/proekti/konsert/3652--qq.html



полная версия страницы